Двигатель Д-ЗОКУ (рис. 1) —турбореактивный двухконтурный двухроторный с двухкаскадным компрессором, со смешением потоков наружного и внутреннего контуров, предназначен для эксплуатации на самолетах с большой дальностью и околозвуковой скоростью полета.
Двухконтурная схема, по сравнению с обычной, позволяет значительно снизить удельный расход топлива во всем диапазоне летных условий и режимов работы двигателя. Степень двухконтурности двигателя — отношение расхода воздуха через наружный контур к расходу воздуха через внутренний — на взлетном режиме равна 2,35.
Двухконтурная двухроторная схема двигателя со сжатием воздуха в двухкаскадном компрессоре позволяет, кроме того, значительно повысить эксплуатационные качества, расширить диапазон устойчивой работы, улучшить запуск и приемистость двигателя.
Двигатель Д-ЗОКУ выпускается с реверсивным устройством и без него. Реверсивное устройство устанавливается на двигатель для получения обратной тяги, обеспечивающей сокращение длины пробега самолета при посадке и его экстренное торможение при прерванном полете.
Благодаря высоким значениям параметров рабочего процесса, совершенству конструктивных и технологических решений двигатели Д-30КУ и Д-30КП по удельным параметрам соответствуют, а отчасти и превосходят лучшие зарубежные двигатели этого класса, созданные в те же годы.Двигатель состоит из следующих основных узлов: компрессора, разделительного корпуса с коробками приводов агрегатов, камеры сгорания, турбины и выходного и реверсивного устройств (см. рис. 1 и 2).
Компрессор двигателя двухкаскадный, осевой: I каскад - КНД - имеет I сверхзвуковую ступень и приводится во вращение ТНД; II каскад - КВД - приводится во вращение ТВД.
Двигатель оборудован следующими системами защиты и раннего обнаружения неисправностей:
· системами ограничения максимальной частоты вращения роторов КВД и КНД и максимального давления воздуха за КВД;
· системой ограничения температуры газа за турбиной на основных режимах работы двигателя;
· системой защиты от опасных частот вращения турбины ППО, воздушного турбостартера и генератора переменного тока;
· противообледенительной системой (ПОС) воздухозаборника, обтекателя передней опоры и лопаток ВНА КНД;
· системой сигнализации и пожаротушения внутри двигателя;
· системой контроля и сигнализации о вибронагрузках двигателя;
· сигнализацией о наличии металлической стружки в масляной системе;
· сигнализацией о перепаде давлений на основном топливном фильтре;
· сигнализацией о минимально допустимом давлении топлива в насос-регуляторе;
· сигнализацией о минимально допустимом давлении масла на входе в двигатель.
- Характеристики двигателя
- Основные узлы двигателя
- Компрессор низкого давления
- Компрессор высокого давления
- Разделительный корпус и коробки приводов
- Передняя коробка приводов
- Задняя коробка приводов
- Камера сгорания
- Турбина
- Реверсивное устройство
- Принципиальная схема топливной системы
- Принцип работы топливной системы
- Контроль за работой топливной системы
- Описание агрегатов топливной системы
- Система топливной автоматики
- Принцип действия топливного автомата запуска
- Работа на режимах обратной тяги