Стресс и его влияние на деятельность оператора
Страница 3

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Стресс и его влияние на деятельность оператора

Изменения работоспособности оператора под влиянием фактора «новизны». Фактор «новизны» (появление новой информации) при стрессе может иметь различные последствия, прямо противоположные друг другу: если в одних случаях проявляется положительный эффект «новизны», то в других случаях она сказывается на работоспособности оператора отрицательно.

Так, при длительном воздействии на оператора экстремальных факторов, вызывающих у него стрессовую пассивность, любое добавление «новизны»: появление нового сигнала, команды, информации может положительно повлиять на его работоспособность. Возбуждая эмоции и побуждая оператора к активности, фактор «новизны» уменьшает длительно нараставшую стрессовую пассивность. Таким эффектом «новизна» обладает как минимум при двух условиях: во-первых, фактор «новизны» должен быть понятен оператору, иначе «новизна» может вызвать психологический шок и усугубить стрессовую пассивность человека. К примеру, если информация, полученная оператором, является новой относительно данной ситуации и того момента времени, когда происходят события, то она способна оказать мобилизующее, активизирующее влияние на работоспособность оператора. Если же эта информация оказалась для него совершенно неожиданной, возможно, новой для его профессионального опыта вообще, то не исключено, что в таком случае состояние вялости или заторможенности у оператора может смениться ступором, при котором всякие активные действия будут прекращены. Во-вторых, большую роль играет степень истощения приспособительных возможностей оператора. Мобилизующий эффект «новизны» возможен только в случаях, когда у человека еще имеются психологические и физиологические адаптационные резервы, позволяющие успешно работать при стрессе. В случаях психического или физического переутомления, когда адаптационные резервы на исходе, «новизна» усиливает стрессовую пассивность. При этом усиливаются чувства утомления и недомогания, забываются привычные навыки, увеличивается число ошибок и сбоев. Появление новой информации в подобном случае новых сигналов, новых объектов в иоле зрения, новых команд и приказов — увеличивает стрессовую пассивность оператора и снижает его работоспособность.

Стрессовые изменения памяти. При кратковременном, маловыраженном стрессе возможно улучшение показателей памяти. Так, в экстремальной ситуации у опытного и тренированного оператора может увеличиться объем памяти и скорость извлечения из памяти необходимых для разрешения данной ситуации сведений.

При выраженном стрессе память, как правило, ухудшается. При возникновении критической, опасной ситуации, вызвавшей состояние стресса у оператора, память о только что произошедших событиях (о сигналах, предупреждениях, полученных инструкциях) как бы стирается последующим экстремальным событием. Возможность такого нарушения памяти должна учитываться при расследовании аварий.

При продолжительном стрессе первым начинает ухудшаться выполнение сложных действий, требующее напряжения памяти. Характерно также «фрагментарное забывание» необходимых действий, даже достаточно привычных, они как бы выпадают из ряда выполняемых действий.

При необходимости что-то вспомнить при выраженном стрессе может нарушаться припоминание. В одних случаях оператору может казаться, что он «все забыл». Для нормализации памяти оператору нужно успокоиться; хорошо срабатывает в таком случае подсказка-напоминание начала того, что он должен вспомнить, или какой-нибудь детали. В других случаях может быть так, что оператор многое припоминает, но не способен с уверенностью отличить нужную информацию от ненужной. Такое расширение круга ассоциаций со снижением критичности их использования может быть причиной ошибочных решений оператора. Характерно ошибочное припоминание материала (инструкций, правил, личного опыта и т. д.), сходного с нужным либо по значению, либо по названию, либо такого, с которым оператор сталкивался в аналогичной ситуации. При таких нарушениях памяти оператору необходим отдых, сон, полезны гимнастика и водные процедуры.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением карнета TIR
Международные автомобильные перевозки грузов предполагают пересечение территории одного или нескольких государств, при котором соответствующие таможенные органы применяют свои национальные системы контроля и таможенные процедуры. Эти системы различны в разных странах, однако, как правило, предполаг ...

Транспортное обеспечение
Включает комплекс мероприятий по подготовке, распределению и эксплуатации транспортных средств, предназначенных для выполнения эвакоперевозок. Основными задачами транспортного обеспечения являются: - поддержание в постоянной готовности транспортных органов, сил и средств, привлекаемых к выполнению ...

Расчет производственной программы
Расчет количественных воздействий для одного автомобиля за цикл: N=0 N= - N=202160/2660 - 0= 76 N===19 N===1444 Количество дней эксплуатации для одного автомобиля за цикл: Д=N=1444 дней. Расчет количества дней простоя ТО, ТР и КР для одного автомобиля за цикл: Д=Д+Д=0+39,62=39,62 Д=Д*N=18*0=0 Где Д ...