Склонность к подчинению или противодействию внешним воздействиям. Длительный стресс может усиливать готовность человека подчиняться внешним приказам, чрезмерно усиливать склонность согласовывать свои действия с директивной информацией. При этом оператор выполняет необходимые действия быстрее и точнее по команде, чем без нее, действует увереннее по инструкции, чем произвольно, чаще обращается за советом, еще чаще ждет советов и указаний, не решаясь самостоятельно принимать решения. Подобное поведение является следствием возрастания стрессовой пассивности. Снижение уверенности в себе и способности брать на себя ответственность сочетается с усилением потребности во внешней опоре. Противоположное проявление стресса — возникновение склонности к конфронтации с любым начинанием: приказом начальника предложением партнера по работе, повой оперативной информацией и т. и. Вследствие этого в стрессовых, критических условиях оператор может игнорировать приборную информацию, не слушать или не слышать команды. «Конфронтируя» с внешними воздействиями, не всегда осознавая это, оператор не доверяет им. При этом он более склонен полагаться на свои ощущения, навыки, память. Подобное поведение может привести к трагическим последствиям.
Для иллюстрации данного положения можно привести два примера.
Первый пример — т/х «М.Т.»типа Ро-Ро потерпел аварию в результате подвижки груза и проникновения воды в корпус судна в Атлантическом океане в условиях жестокого шторма. Судьба судна была предрешена, и капитан несколько раз запрашивал руководство пароходства эвакуировать экипаж на рыболовецкий траулер, находившийся в зоне аварии. Вразумительного ответа на его запрос из пароходства получено не было. Капитан во время аварии находился в стрессовом состоянии, поскольку он делал на этом судне первый рейс, а на предыдущем однотипном судне, где он был капитаном, имели место два смертельных случая вследствие нарушения техники безопасности. В сложившейся ситуации капитан обязан был сам принять решение, чего он не сделал своевременно, в результате почти весь экипаж погиб вместе с капитаном.
Второй пример — до момента столкновения п/х «А.Н.» и т/х «В.». Вахтенный штурман т/х «В.» предупреждал капитана об опасном сближении судов несколько раз, но капитан не только не принял совет во внимание, но и постарался «поставить штурмана па свое место». В результате погибло одно из судов, а вместе с ним и 432 человека.
Описанные выше проявления стресса в операторской деятельности далеко не исчерпывают всех возможных изменений психики и поведения оператора при стрессе.