Стресс и его влияние на деятельность оператора
Страница 2

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Стресс и его влияние на деятельность оператора

− парадоксальные изменения оценки степени трудности выполняемых действий и самооценки успешности деятельности;

− изменения работоспособности под влиянием фактора «новизны»:

− стрессовые изменения памяти;

− нарушение оценочных функций восприятия:

− проявление различных форм измененного сознания:

− ослабление воли при стрессе;

− усиление эмоциональной неустойчивости:

− возникновение склонности к подчинению или противодействию внешним воздействиям и др.

Разнонаправленность стрессовых изменений операторской деятельности. В экстремальных условиях в деятельности оператора могут проявляться как стрессовая активность, так и стрессовая пассивность. При этом одни действия и решения ускоряются, становятся точнее, тогда как другие замедляются, приостанавливаются. Это может касаться и отдельных элементов операторских действий.

Так, например, ускорение времени принятия решения может сочетаться с замедлением различных двигательных реакций и, наоборот, повышенная скорость движений — с замедлением времени принятия решения. Направленность, динамика и последовательность таких стрессовых изменений зависит от интенсивности стресса, характера деятельности оператора, его профессиональных качеств и индивидуально-психологических особенностей. Картина деятельности при стрессе может усложняться тем, что иногда более сложные операторские действия в состоянии стресса могут выполняться быстрее, чем простые.

Парадоксальные изменения оценки степени трудности операторских действий при стрессе. В экстремальных условиях у оператора могут возникать ошибки в оценке трудности или легкости выполнения им необходимых действий, связанные с ошибочной самооценкой успешности своей деятельности. При этом оператор может ошибаться как в сторону завышения, так и в сторону занижения оценки качества своей работы. Так, например, при умеренном стрессе знакомые операторские действия могут казаться легче, чем они представлялись оператору, когда он выполнял их в нормальных условиях. При этом показатели успешности деятельности могут улучшаться, и в этом проявляется мобилизующий эффект легкого стресса. Однако при более продолжительном или более интенсивном стрессовом воздействии — в случае выраженного стресса - эффективность деятельности снижается, в то время как субъективная оценка оператором эффективности своих действий продолжает возрастать. В таких случаях оператору кажется, что он работает быстрее и точнее, в то время как реально его деятельность замедляется, а число ошибок возрастает. Причина такой неверной, парадоксальной самооценки в том, что одной из реакций психики человека на стресс является включение психологических механизмов, укрепляющих его уверенность в себе. Оператор невольно как бы поддерживает себя в трудных условиях. Возникновение таких ошибочных самооценок часто оказывается причинной неправильных решений оператора.

В других случаях при стрессе могут возникать ошибочные самооценки своей деятельности в виде занижения ее качества. Чаще всего это бывает у людей с повышенной чувствительностью к ухудшению самочувствия при стрессе. Ощущения недомогания, слабости могут способствовать формированию у такого человека представления о том, что в таком плохом состоянии он уже не может работать хорошо. При этом ухудшение состояния субъективно оценено неправильно — состояние лучше, чем кажется самому человеку. И работает он лучше, чем ему кажется. Причиной занижения самооценки качества деятельности у оператора в экстремальных условиях может быть также чрезмерно повышенное чувство ответственности за результат своих действий, обусловленное переоценкой значимости данной ситуации, в особенности, если это связано с оценкой его как личности и как профессионала в глазах других людей. При этом тревога за собственное положение (в первом случае — за состояние организма, во втором — за свой статус и авторитет) может, постепенно возрастая при усилении стрессового воздействия, полностью занять сознание человека, вытесняя из него более конструктивные мысли и переживания. В таких случаях человеку требуется повышение уверенности в себе, для чего в зависимости от его индивидуальных особенностей и конкретных обстоятельств можно использовать либо ободрение, поддержку, демонстрируя ему его истинные успехи и их отличие от его заниженных представлений, либо отвлечение внимания от переживаний, связанных с самим собой, путем активного вовлечения в деятельность, связанную с решением стоящих перед ним задач.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Нормативная база, применяемые стандарты и методики
Федеральный Закон №135-Ф3 от 29.07.1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федера­ции" (с изменениями от 21.12.2001г., 21.03., 14.11.2002г., 10.01., 27.02.2003г., 22.08.2004г., 05.01.2006г.). Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденн ...

Слуховые ощущения
Как средство получения информации, слуховые ощущения являются для человека вторыми по значению после зрительных ощущений. Водитель оценивает качество работы агрегатов автомобиля при помощи слуха; воспринимает информацию, передаваемую звуковыми сигналами другими водителями, звонки у железнодорожных ...

Размещение средств отображения информации
Средства отображения информации необходимо группировать и располагать относительно друг друга в соответствии с последовательностью их использования или с функциональными связями элементов систем, которые они представляют. При этом средства отображения информации необходимо размещать в пределах груп ...