− парадоксальные изменения оценки степени трудности выполняемых действий и самооценки успешности деятельности;
− изменения работоспособности под влиянием фактора «новизны»:
− стрессовые изменения памяти;
− нарушение оценочных функций восприятия:
− проявление различных форм измененного сознания:
− ослабление воли при стрессе;
− усиление эмоциональной неустойчивости:
− возникновение склонности к подчинению или противодействию внешним воздействиям и др.
Разнонаправленность стрессовых изменений операторской деятельности. В экстремальных условиях в деятельности оператора могут проявляться как стрессовая активность, так и стрессовая пассивность. При этом одни действия и решения ускоряются, становятся точнее, тогда как другие замедляются, приостанавливаются. Это может касаться и отдельных элементов операторских действий.
Так, например, ускорение времени принятия решения может сочетаться с замедлением различных двигательных реакций и, наоборот, повышенная скорость движений — с замедлением времени принятия решения. Направленность, динамика и последовательность таких стрессовых изменений зависит от интенсивности стресса, характера деятельности оператора, его профессиональных качеств и индивидуально-психологических особенностей. Картина деятельности при стрессе может усложняться тем, что иногда более сложные операторские действия в состоянии стресса могут выполняться быстрее, чем простые.
Парадоксальные изменения оценки степени трудности операторских действий при стрессе. В экстремальных условиях у оператора могут возникать ошибки в оценке трудности или легкости выполнения им необходимых действий, связанные с ошибочной самооценкой успешности своей деятельности. При этом оператор может ошибаться как в сторону завышения, так и в сторону занижения оценки качества своей работы. Так, например, при умеренном стрессе знакомые операторские действия могут казаться легче, чем они представлялись оператору, когда он выполнял их в нормальных условиях. При этом показатели успешности деятельности могут улучшаться, и в этом проявляется мобилизующий эффект легкого стресса. Однако при более продолжительном или более интенсивном стрессовом воздействии — в случае выраженного стресса - эффективность деятельности снижается, в то время как субъективная оценка оператором эффективности своих действий продолжает возрастать. В таких случаях оператору кажется, что он работает быстрее и точнее, в то время как реально его деятельность замедляется, а число ошибок возрастает. Причина такой неверной, парадоксальной самооценки в том, что одной из реакций психики человека на стресс является включение психологических механизмов, укрепляющих его уверенность в себе. Оператор невольно как бы поддерживает себя в трудных условиях. Возникновение таких ошибочных самооценок часто оказывается причинной неправильных решений оператора.
В других случаях при стрессе могут возникать ошибочные самооценки своей деятельности в виде занижения ее качества. Чаще всего это бывает у людей с повышенной чувствительностью к ухудшению самочувствия при стрессе. Ощущения недомогания, слабости могут способствовать формированию у такого человека представления о том, что в таком плохом состоянии он уже не может работать хорошо. При этом ухудшение состояния субъективно оценено неправильно — состояние лучше, чем кажется самому человеку. И работает он лучше, чем ему кажется. Причиной занижения самооценки качества деятельности у оператора в экстремальных условиях может быть также чрезмерно повышенное чувство ответственности за результат своих действий, обусловленное переоценкой значимости данной ситуации, в особенности, если это связано с оценкой его как личности и как профессионала в глазах других людей. При этом тревога за собственное положение (в первом случае — за состояние организма, во втором — за свой статус и авторитет) может, постепенно возрастая при усилении стрессового воздействия, полностью занять сознание человека, вытесняя из него более конструктивные мысли и переживания. В таких случаях человеку требуется повышение уверенности в себе, для чего в зависимости от его индивидуальных особенностей и конкретных обстоятельств можно использовать либо ободрение, поддержку, демонстрируя ему его истинные успехи и их отличие от его заниженных представлений, либо отвлечение внимания от переживаний, связанных с самим собой, путем активного вовлечения в деятельность, связанную с решением стоящих перед ним задач.