Стресс и его влияние на деятельность оператора
Страница 4

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Стресс и его влияние на деятельность оператора

При стрессе могут нарушаться профессиональные навыки оператора. В экстремальных условиях стойко сформированный старый навык может не только тормозить более новый, еще недостаточно закрепившийся, но и проявляться вместо него.

Нарушение оценочных функций восприятия при стрессе. В состоянии стресса у человека может искажаться отражение характеристик пространства и времени, а также собственных движении и усилий.

Нарушение восприятия пространства проявляется в явлениях стрессовой макропсии и микропсии. Кратковременные сильные экстремальные воздействия, вызывающие испуг, могут на какое-то время сужать поле зрения оператора, иногда до полного исчезновения способности видеть. Нарушается способность воспринимать все объекты, находящиеся в нормальном поле зрения, следствием чего являются грубые ошибки в оценке навигационной обстановки и принятии решений. При этом наблюдаемый объект может казаться очень большим, распухающим — это явление называется стрессовой макропсией. При длительном недосыпании и утомлении, а также при некоторых специфических воздействиях, таких, например, как качка, человеку может казаться, будто предмет, на который он смотрит, удаляется от него, в то время как на самом деле предмет может стоять на месте или даже приближаться. Пространство вокруг оператора и все окружающие предметы могут казаться ему резко удалившимися и необычайно маленькими — это явление стрессовой микропсии. Макро- и микропсия могут быть причиной принятия неверных решений в критической ситуации, например, во время швартовки в сложных условиях или при внезапном непредвиденном изменении навигационной обстановки, когда у оператора нет времени на анализ и проверку данных по приборам и ведение расчетов и слишком многое зависит от адекватности его восприятия. Поэтому опасно (а в сложных обстоятельствах совершенно недопустимо) несение вахты одним оператором. При анализе аварийных ситуаций необходимо учитывать возможность сильного неосознаваемого искажения пространственных отношений оператором в экстремальных обстоятельствах, особенно при условии его переутомления.

Характерным для состояния стресса является нарушение координации движений и несоответствие прилагаемых мышечных усилий требуемым в реальности. При этом усилия могут быть как чрезмерными, так и недостаточными. При кратковременном сильном стрессе часто возникают чрезмерные усилия: зажим рукояток управления, слишком сильные надавливания на кнопки, клавиши, обрыв или слом каких-либо частей аппаратуры. При длительном истощающем стрессе движения оператора могут быть слабее, чем надо, и не столько от усталости, сколько оттого, что он ощущает свои движения более сильными, чем они есть на самом деле.

При стрессе с эмоциональными переживаниями у многих людей нарушается оценка текущего времени. Тягостные минуты тянутся нескончаемо, особенно когда решение уже принято, действие совершено и остается только ожидание результата (состояние, знакомое многим судоводителям, в критической ситуации совершавшим рискованный маневр). Но бывает и наоборот, когда достаточно большой интервал времени, заполненный неприятными, опасными событиями, воспринимается как более короткий. Стрессовые ошибки в оценках времени оператором компенсируются индикаторами времени, однако представляется необходимым тренировать операторов в оценке времени в экстремальных ситуациях.

Особая опасность стрессовых нарушений функций восприятия в том, что операторы, как правило, не осознают искажения, нереальности своих представлений.

Формы измененного сознания при стрессе. Поведение и характер мышления оператора в экстремальных условиях, вызвавших состояние стресса, могут очень сильно отличаться от того, как он ведет себя и как мыслит в обычных условиях. Сознание человека при этом работает в исключительном режиме. Такие изменения сознания могут возникать, во-первых, за счет «сверхмобилизации» психических возможностей человека, во-вторых, за счет «отключения» мышления от осознания травмирующей его психику ситуации. И первый, и второй способы изменения сознания имеют приспособительный смысл и могут оказаться полезными, но в то же время оба они могут иметь негативные последствия для человека. Так, «сверхмобилизация» сознания способствует принятию верного решения в критической ситуации, но ведет к перенапряжению, истощению психических возможностей человека, тогда как «отключение» сознания, напротив, охраняет психику человека от перенапряжения и возможного разрушения, но делает его беззащитным перед надвигающейся опасностью.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Краткая характеристика «Радиозавод»
Радиозавод расположен в городе Красноярске по улице Декабристов. Это предприятие комплексного типа. Здесь выполняется весь комплекс технических воздействий, предусмотренный Положением о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Предприятие занимает площадь около 700 м2 На этой площ ...

Определение места судна в море визуальными методами
Учет перемещения судна путем ведения графического счисления не является достаточно точным методом. Для уточнения своего положения судоводитель должен систематически определять место судна по наблюдениям различных ориентиров, положение которых известно. Место, полученное путем обработки результатов ...

Напряжения на основной площадке земляного полотна
Схема колесной нагрузки принимается той же, что и при определении наибольшей величины эквивалентной нагрузки (рисунок 1.5) Рисунок 1.5 – Схема расчёта напряжений по основной площадке земляного полотна Напряжения на основной площадке земляного полотна σh на глубине h определяются под расчетной ...