Стресс и его влияние на деятельность оператора
Страница 1

Инфо » Роль человеческого фактора в безопасности мореплавания » Стресс и его влияние на деятельность оператора

Стресс (от англ, stress — напряжение) — ответная реакция организма на ситуацию, которая требует соответствующей адаптации большей или меньшей функциональной перестройки организма. Это напряжение всех защитных сил организма, мобилизация его ресурсов и, прежде всего, вегетативной, нервной и гормональной систем для приспособления к изменившейся ситуации и решения возникших жизненных задач.

В развитии стресса наблюдаются три стадии:

1) стадия тревоги, когда начинается процесс мобилизации резервов, организм перестраивается, приспосабливается к трудным условиям;

2) стадия сопротивления, когда удается успешно преодолевать возникшие трудности, организм оказывается даже более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном, исходном состоянии;

3) стадия истощения, когда вследствие чрезмерно длительного или избыточного интенсивного напряжения истощаются приспособительные возможности организма, что может привести к тяжелым нарушениям работоспособности и здоровья.

Определяющими условиями преодоления стресса являются эмоционально-волевые качества личности — эмоциональная устойчивость, способность к саморегуляции, высокая профессиональная подготовленность, хорошее здоровье.

Учеными выделен ряд стрессоров, действующих на человека в современных системах управления: интенсивность труда, давление фактора времени, монотонность работы, недостаточная двигательная активность, различные внешние отрицательные воздействия (шумы, вибрации и т. п.). Важными производственными факторами, способными отрицательно влиять на судоводителя (так же, как и на оператора другого профиля на судне), являются: нарушение биологического ритма жизнедеятельности, длительная изоляция от общества близких людей, территориальная ограниченность, психологическая несовместимость членов экипажа, экстремальные режимы работы, критические и аварийные ситуации. Для судоводителя и, особенно для капитана судна, дополнительными экстремальными факторами являются постоянная психологическая готовность к аварийной ситуации, дефицит времени при принятии решений в условиях повышенного динамизма среды, высокая личная ответственность за принимаемые решения, повышенная сложность, многоплановость профессиональной деятельности (которой по комплексности, многокомпонентности, разно направленности решаемых задач нет аналогов среди других профессий).

Действие этих факторов, а чаще всего их сочетание может существенно ухудшать психическое и физическое состояние оператора. Возникает дистресс (неблагоприятные проявления стресса), в результате чего снижается эффективность деятельности, понижается работоспособность и надежность оператора. При длительном стрессе появляется предрасположенность к различным «болезням стресса». Кратковременные сильные экстремальные воздействия могут вызывать нежелательную активизацию поведения человека, а иногда, напротив, резко затормаживать его деятельность. Таким образом, нецелесообразные реакции человека на стресс могут иметь как активную, так и пассивную форму. Однако возможны и целесообразные формы стрессового реагирования. Между двумя крайностями, названными выше, лежит зона более адекватных реакций, в центре которой расположена наиболее оптимальная для деятельности форма реагирования, когда стресс не выражен.

Исследователями стресса как психологического фактора операторской деятельности описаны различные формы поведения и их влияние на эффективность деятельности.

В экспериментально-психологических исследованиях были выделены следующие наиболее часто встречающиеся при стрессе нарушения структуры действий оператора и особенностей его личности:

− разнонаправленные изменения скорости и точности операторской деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Расчет ограничителя грузоподъемности
Расчет пружины: 1.Задаемся значением с==8¸12 и определяем по диаграмме, изображенной на рис.875 ( П.И.Орлов ”Основы конструирования”), или по ф-ле 2.Задаемся средним диаметром D=50мм. 3.Задаемся значениями допускаемого напряжения [t] в пределах 400-600МПа, определяют диаметр d проволоки: d=1. ...

Общие сведения о СЭУ и её элементах
ГЭУ парома состоит из: – трёх главных ДГ постоянного тока с навешенными вспомогательными механизмами, генераторами переменного тока; – гребного электродвигателя; – теплообменных аппаратов, В.М. – самостоятельных ДГ переменного тока; – одного вспомогательного парового котла с обслуживающими его меха ...

Краткое описание двигателя
Представленный в данном проекте двигатель – четырехтактный, невысотный, но имеет центробежный нагнетатель для создания наддува на взлётном и номинальном режимах, а также для улучшения смесеобразования, и распределения смеси по цилиндрам. Двигатель имеет планетарный редуктор, для снижения оборотов, ...