Понятие «человеческий фактор» и требования нормативных документов по его учёту в процессе разбора аварий
Согласно классическому определению, «Управление» — это совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей организации или коллектива. Управление — это особый вид деятельности, который превращает неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу людей.
Управление судном включает в себя несколько аспектов управления, из которых для целей управления судном необходимо выделить следующие:
- экономический аспект руководства судном как объектом производства — менеджмент;
- управление судном как движущимся объектом (маневрирование) в условиях ограниченной акватории или при плаваниях в узкостях;
- управление судном в особых (экстремальных) ситуациях при воздействии морской стихии для обеспечения безопасности экипажа судна, груза и охраны окружающей среды.
В науке о психологии управления, наряду с другими понятиями, часто употребляется понятие «human factor» — «человеческий фактор», заимствованное из английского языка.
Человеческий фактор — это все то, что зависит от человека: психологических и психофизиологических свойств (возможностей, желаний, способностей и т. п.).Важность человеческого фактора определяется тем, что по мере усложнения управления растут требования к интеллектуальным и другим психофизиологическим характеристикам человека. Соответственно возрастает роль человека и его возможностей в процессе управления различными объектами, в том числе и судном.
Психология управления — это часть комплексной науки управления.
Синонимы «психологии управления» — понятия: «менеджмент» (от английского глагола
«to manage», что означает «управлять»), «организационная психология», «психология организаций».
Цель психологии управления — разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.
Предмет психологии управления — деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.
Содержание психологии управления — разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.
Источники психологии управления:
а) практика управления;
б) развитие психологической науки;
в) развитие социологии организаций.
Методологические подходы к управлению. Существуют три основных подхода к управлению: системный, ситуационный и процессный.
Главным методологическим подходом к управлению является системный подход.
Системный подход — это подход к анализу явлений, при котором они рассматриваются как система, не сводимая к своим элементам. Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым, целым и окружением (т. е. средой), а также между частями и окружением.
С помощью системного подхода организация (коллектив) рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими ее связями и отношениями, а также согласованием деятельности всех ее подсистем.