.
Подставляя в данное выражение значения δ, а также принятые по прототипу или по статистическим данным δп/δ, Lм/L, kп и hдд/Т, можно найти hT. Чтобы оценить порядок величины hT, упростим выражение. Принимая, что по статистике δ/[kпδп – δм(Lм/L)] ≈ 1,29, а γ = 1,025 т/м3, получим
.
Данное выражение позволяет грубо оценить значение hT, при котором обеспечивается заданная грузовместимость судна.
При перевозке части груза на палубе при определении hT необходимо учитывать только тот объем, который должен находиться в трюмах и твиндеках, т.е. nРг, где n – доля трюмного груза.
Следует заметить, что по данным Л.М. Ногида и Н.Е. Путова отношение высоты двойного дна к осадке hдд/Т составляет для сухогрузных судов в среднем 0,16, но для таких судов, как рудовозы значение hдд/Т может быть существенно превосходить указанную величину.
При перевозке относительно тяжелых грузов (μг < 1) вместимость судна (при определенном из уравнения нагрузки водоизмещением) обеспечивается уже при нулевом надводном борте, то есть при hT = 1 (рис. 15). Составлять уравнение нагрузки в этом случае не требуется, а высоту
борта необходимо определять по требованиям предъявляемым к другим характеристикам судна (например, по Правилам о грузовой марке).
Вместимость судов с кормовым расположением МО
При расположении МО в кормовой части судна более сложным является вопрос об определении значений Lм и δм. Однако, можно предположить, что объем помещений МО, приходящийся на один киловатт мощности μм = Wм/N, остается постоянным независимо от расположения МО. Тогда
Wм = δм срLм срB(H – hдд) ≈ δм кLм кB(H – hдд),
где индексы "ср" и "к" обозначают соответственно среднее и кормовое расположение МО. Из этой зависимости следует, что
δм срLм ср ≈ δм кLм к,
что дает право использовать формулы выведенные для судов со средним МО.
Рис. 16. Схема судна с кормовым расположением МО
Полезная грузовместимость судна, с учетом двойных бортов (рис. 16)
Wг = kΔδтLт(В – 2Вб)(H – hдд),
где δт – коэффициент полноты теоретического объема трюмной части, Lт – длина трюмной части. С учетом того, что μг = Wг/Pг = Wг/ηгγδLBT, получим
,
где ηдл = Lт/L – коэффициент утилизации (использования) длины судна.
Анализ формулы приводит к тем же выводам, что и в случае расположения МО в средней части судна.
Теперь можно найти отношение hT, удовлетворяющее заданной удельной погрузочной кубатуре груза, при определенном водоизмещении.
.
Принимая, что по статистике δт ≈ 1,15δ, а γ = 1,025 т/м3, получим
.
Вместимость наливных судов
В отличие от сухогрузов, наливные суда в своей танковой части, кроме грузовых танков имеют балластные и отстойные цистерны (рис. 17). Таким образом, общий объем танковой части будет складываться из трех объемов