Наряду с эпюрой вместимости о полном теоретическом объеме судна можно судить по строевой по ватерлинии, доведенной до верхней точки корпуса (рис. 10). Разбив полный подпалубный объем W на подводный (объемное водоизмещение) V и надводный Wн, с учетом объема надстроек и рубок Wр можем записать:
W = V + Wн + Wр.
Объем Wн можно разделить на три части
Wр = W1 + W2 + W3.
где W1 – объем между КВЛ и параллельной ей ВЛ, проведенной на уровне нижней точки палубы (ПВЛ) без учета развала бортов, W2 – объем, образованный развалом бортов в надводной части, W3 – объем, образованный седловатостью и погибью палубы. При этом
Удельная погрузочная кубатура некоторых грузов
W1 = S(H – T),
,
W3 = k3 zcSп,
где k2 и k3 – коэффициенты полноты объемов W2 и W3, S – площадь КВЛ, Sп – площадь ПВЛ, zc – максимальная аппликата седловатости.
Рассматривая объем между КВЛ и ПВЛ, можно записать,
,
Где .
Некоторые авторы пытались выразить k2, считая, что строевая по ВЛ описывается каким-то аналитическим выражением. Если принять строевую в форме четырехугольника Морриша (рис. 4), то для треугольника DEF коэффициент k2 = 1/2. Но поскольку формы строевой в надводной и подводной частях могут довольно сильно отклоняться друг от друга к выбору этого коэффициента следует подходить с осторожностью.
Для определения площади ПВЛ рассмотрим треугольники ACD и DEF подобные друг другу. Так как
,
то после подстановки значений, получим
,
Откуда
.
Полный объем надводной части
,
Где
.
По данным исследований, для пассажирских судов, палуба которых имеет погибь и седловатость kн = 1,28 ± 0,07, без погиби и седловатости kн ≈ 1,22. Для судов иного назначения kн, как правило, не превосходит указанных значений.
Полный объем корпуса (без учета надстроек и рубок)
.
Анализируя данное выражение можно установить, что теоретическая вместимость основного корпуса:
растет пропорционально водоизмещению;
растет с увеличением отношения hT = Н/Т;
растет при увеличении величины kн оценивающей влияние развала бортов в надводной части, седловатости и погиби палубы;
уменьшается с увеличением коэффициента χ = δ/α.
Изменение χ и kн, а следовательно и их влияние ограничено при незначительном изменении формы обводов. Самым эффективным средством увеличения вместимости является увеличение высоты борта при неизменной осадке. В результате суда, требующие большой относительной вместимости Wк/V, должны иметь большое отношение hT и значительный развал бортов. Кроме этого вместимость может быть увеличена за счет объема надстроек и рубок Wр.