Запасы на рейс судно принимает в порту освобождения от предыдущего рейса, исходя из суточных нормативов расхода топлива, воды и продовольствия на ходу и на стоянке, и продолжительности ходового и стояночного времени.
где – запасы на переход в балласте, тонн;
– запасы, необходимые в порту погрузки, тонн;
– запасы на переход в грузу, тонн;
– запасы на порт выгрузки, тонн.
qxм, qxд, qстм, qстд – суточные нормативы расхода мазута и дизельного топлива на ходу и на стоянке;
qв, прод – суточные нормативы расхода воды и продовольствия на 1 человека, принимаются равными соответственно 200 л/сут и 3 кг/сут;
Кшт. – коэффициент штормового запаса (значение коэффициента штормового запаса выбирается из таблицы 6 в зависимости от продолжительности ходового времени в грузу и ходового времени в балласте.
Расчетные величины штормового запаса бункера
Продолжительность ходового времени, сут |
Штормовой запас от вместимости бункера на 1 рейс, % |
До 5 |
15 |
5,1–10 |
14 |
10,1–15 |
12 |
15,1–20 |
10 |
20,1–25 |
8 |
25,1–30 |
6 |
Свыше 30 |
5 |
Далее необходимо проверить, вместится ли необходимое количество топлива в бункерные емкости для выполнения рейсового задания. Для этого рассчитаем количество топлива, которое поместится в бункерные ёмкости судна:
где Vб.м., Vб.д. – объем бункерных емкостей для мазута и дизельного топлива, м3.
Суммарное количество бункера, необходимого на весь рейс, определим по следующей формуле:
;
Если Qб.е. < åQб, значит у судна будет промежуточный судозаход для дополнительной бункеровки. Это означает, что к величине коммерческих расходов необходимо прибавить 4000 $ (усредненное значение для всех тоннажных групп судов), как дисбурсментские расходы за заход в порт для транзитной бункеровки.
В проекте необходимо также указать порт, в котором будет производиться бункеровка, и обосновать свой выбор.