Железнодорожный хладотранспорт является неотъемлемой частью железнодорожного транспорта. Выделение эксплуатации хладотранспорта в отдельную дисциплину вызвано рядом особенностей:
- необходимость обеспечения при перевозках скоропортящихся грузов условий, эквивалентных условиям хранения продовольственных товаров на стационарных холодильниках и складах;
kra3.cc, kra3at- потери массы (в ряде случаев достигают 2% и более от массы нетто) и качества дорогостоящих продуктов питания. Эти потери находятся в прямой зависимости от продолжительности перевозок. Требуется выполнение ускоренных перевозок для скоропортящихся грузов;
- высокая стоимость и дефицит скоропортящихся грузов. Стоимость этих грузов в 7-8 раз превышает среднюю стоимость грузов, перевозимых по железной дороге;
- сезонность перевозок, вызванная особенностью заготовок и производства продуктов питания;
- необходимость создания при выполнении погрузочно-разгрузочных работ особых условий, связанных с сокращением воздействия неблагоприятных факторов на скоропортящиеся грузы (воздействие внешней среды, механических повреждений), для чего строятся специальные платформы, используются нетрадиционные средства механизации.
Все эти особенности приводят к необходимости своеобразного подхода к решению технических, технологических, экономических и управленческих вопросов эксплуатации железнодорожного транспорта.
К скоропортящимся грузам относятся продукты, которые при перевозке и хранении требуют защиты от воздействия на них высоких или низких температур наружного воздуха, ухода или особого обслуживания в пути следования. По железным дорогам перевозят следующие скоропортящиеся грузы: мясопродукты, рыбопродукты, плодоовощи свежие и картофель, масло животное и пищевые жиры, молочные продукты, консервы, фрукты, фруктовые соки, пиво, минеральные воды и др. Скоропортящиеся грузы перевозятся в изотермических вагонах (рефрижераторные вагоны, вагоны-термосы, цистерны-термосы, изотермические вагоны-цистерны), крытых вагонах, универсальных и рефрижераторных контейнерах.
По железным дорогам скоропортящиеся грузы перевозятся в следующих видах транспортной тары: деревянных, дощатых, картонных и полимерных ящиках, ящиках-лотках, бочках, мешках, сетках, бидонах, флягах, специализированных стоечных поддонах. Указанная тара должна быть исправной, прочной, чистой без следов течи, обеспечивать возможность погрузки, выгрузки и штабелирования груза механическим способом.
Основной задачей хранения и перевозки скоропортящихся грузов является обеспечение сохранности груза, что достигается соблюдением условий, при которых продукты не подвергались бы вредному воздействию физико-химических и биологических факторов. На сохранность скоропортящихся грузов оказывают большое влияние следующие факторы:
- качество, состояние и подготовка продукта к хранению или перевозке, его тара и упаковка;
- температура, влажность, циркуляция и вентиляция воздуха помещения, где хранится или перевозится продукт, а также чистота воздуха в камерах и вагонах;
- санитарное состояние камер и вагонов, способы размещения в них продуктов и длительность перевозки.
Скоропортящиеся грузы перевозят по плану, разрабатываемому с учетом удовлетворения потребностей в перевозках продуктов питания, эффективного использования технических средств. Перевозки планируют по следующей номенклатуре:
1. Овощи свежие;
2. Фрукты и ягоды;
3. Масло животное;
4. Консервы;
5. Пиво, минеральные воды;
6. Мясо охлажденное и мороженое.
7. Яйца
Основными условиями правильной организации перевозок скоропортящихся грузов, обеспечивающими доставку их в пункты назначения в установленные сроки и в полной сохранности, являются:
- подготовка груза к перевозке отправителем полностью в соответствии с ППГ;
- предъявления к перевозке только доброкачественных грузов в стандартной таре и упаковке;
- выбор, подготовка и подача под погрузку исправных вагонов;
- погрузка и укладка груза в вагоне в соответствии с ППГ;
- отгрузка скоропортящихся грузов маршрутами и укрупненными группами вагонов;
- ускоренное продвижение поездов и надлежащее обслуживание вагонов в пути.
При выборе способа перевозки скоропортящегося груза грузоотправитель должен учитывать продолжительность его перевозки, а также наиболее неблагоприятный для обеспечения сохранности качества груза период года в разных климатических зонах нахождения железных дорог следования. Еще одной особенностью перевозок скоропортящихся грузов является резко выраженный сезонный характер предъявления их к перевозке.
Сложная технология перевозочного процесса, содержания технической базы определяют высокую себестоимость перевозок скоропортящихся грузов. Трудность компенсации убыточных перевозок со стороны железных дорог приписки подвижного состава вызвали необходимость выделения железнодорожного хладотранспорта в самостоятельное государственное унитарное предприятие «Рефсервис».
В данном курсовом проекте необходимо организовать перевозку скоропортящихся грузов, а именно выбрать способы их перевозки, рассчитать потребное количество подвижного состава, произвести теплотехнический расчет рефрижераторного подвижного состава, определить пункты экипировки РПС и осветить вопросы обслуживания и эксплуатации РПС.
Направление перевозок |
Грузопоток , тыс.тонн/год |
Процент каждого вида СПГ от их общего грузопотока (тыс.тонн/год) |
Параметры наружного воздуха |
||||||||
Мясо охл. |
Мясо мор. |
Овощи свежие |
Фрукты и ягоды |
Масло животное |
Яйца |
Консервы |
Пиво, вино |
температура |
Относит. Влажн. % |
||
Унгены- Москва |
400 |
5 |
15 |
10 |
30 |
5 |
5 |
20 |
10 |
35 |
40 |
Погрузочный вес груза, кг/м:
- мясо охлажденное – 280;
- Мясо мороженное – 280;
- овощи свежие – 280;
- фрукты и ягоды – 240;
- масло животное – 450;
- яйца – 250;
- консервы – 450;
- пиво, мин.воды – 400.
Температурный режим перевозки и сроки хранения СПГ:
продукты |
срок хранения |
температура хранения, |
Мясо охлажденное |
10-20 суток |
+1…-1 |
Мясо мороженое (Говядина) |
5-12 месяцев |
-9…-18 |
Масло животное несоленое |
7-9 месяцев |
-9…-18 |
Яйца |
8-10 месяцев |
-0,5…-1,5 |
овощи свежие: морковь |
2-4 месяца |
0 |
свекла |
3-6 месяцев |
0 |
капуста |
3-5 месяцев |
-1…0 |
лук-репа |
4-8 месяцев |
-2 |
помидоры |
до 15 суток |
+1,5 |
огурцы |
5-15 суток |
+8…+10 |
картофель |
4-8 месяцев |
+3 |
фрукты и ягоды: яблоки |
4-8 месяцев |
-2…+3 |
черешня и вишня |
5-10 суток |
-0,5 |
груши |
3-5 месяцев |
-1…0 |
абрикосы и слива |
10-30 суток |
-0,5…0 |
персики |
15-30 суток |
-1…+1 |
ягоды |
3-7 суток |
-0,5…0 |
виноград |
1-6 месяцев |
-1…0 |
мандарины |
2-4 месяца |
+3 |
апельсины и лимоны, ананасы |
2-6 месяцев |
+4 |
бананы |
10-20 суток |
+12 |
гранаты |
2-3 месяца |
+2 |
арбузы |
1-2 месяца |
+3 |
дыни |
2-3 месяца |
0…+1 |
Пиво |
1-5 ме6сяцев |
+8…+12 |
Минеральные воды |
4-8 месяцев |
+5…+15 |
Консервы мясные |
9-12 месяцев |
0…+10 |
Суточные нормы пробега по Правилам перевозки грузов (повагонные отправки большой скоростью):
- до 199 км – 140 км/сут;
- 200-599км – 210 км/сут;
- 600-999 км – 310 км/сут;
- 1000-1999км – 400 км/сут;
- 2000-2999км – 430 км/сут;
- 3000-4999км – 480 км/сут;
- 5000-6999км – 500 км/сут;
- 7000 и более – 520 км/сут;
Техническая характеристика подвижного состава
тип подвижного состава |
грузоподъёмность, т |
погр.объём, м |
тара, т |
температура , |
|
5-ваг. секция ZA-5 |
178 |
318 |
217 |
-15 |
+12 |
5-ваг. секция ZB-5 |
164 |
400 |
237 |
-15 |
+14 |
5-ваг. секция БМЗ |
1168 |
433 |
226 |
-20 |
+12 |
АРВ, длиной 19 м |
40 |
88 |
44 |
-18 |
+14 |
АРВ, длиной 21 м |
39 |
100 |
45 |
-20 |
+14 |
крытый вагон |
68 |
120 |
22 |
- |
- |
Способы и предельные сроки перевозки СГ, сут.
грузы |
С охлаждением (без охлаждения) |
С охлаждением |
Без охлаждения |
|||
летний |
переходный |
зимний |
||||
Овощи |
15 |
20 |
без ограничения |
8 |
||
Фрукты, ягоды |
12 |
10 |
15 |
- |
||
Масло животное |
30 |
30 |
30 |
10 |
||
Консервы |
30(15*) |
30(10*) |
30 |
10 |
||
Пиво |
30(15*) |
30(15*) |
30 |
10 |
||
Мясо мороженое |
30 |
30 |
30 |
12 |
||
Мясо охлажд |
8 |
10 |
8 |
- |
||
Яйца |
25 |
10(25) |
20 |
- |
||
- Определение способов перевозки скоропортящихся грузов
- Способы перевозки СПГ в зависимости от их термической подготовки и климатаческой зоны направления
- Выбор типа подвижного состава
- Определение размеров погрузки
- Определение числа холодных поездов
- Теплотехнический расчет изотермического вагона
- Расчет холодопроизводительности
- Выбор компрессора
- Выбор испарителя и конденсатора
- Расчет мощности электропечей вагона
- Правила и условия перевозки скоропортящихся грузов железным транспортом
- Требования к размещению и креплению скоропортящихся грузов
- Требования предъявляемые к свежим фруктам и овощам
- Расследование несохранных перевозок
- Осуществления контроля за дислокацией рефрижераторного подвижного состава
- Определение провозных платежей
- Расчет показателей использования РПС