В настоящее время основным видом тяги на промышленном транспорте является тепловозная, осуществляющая свыше 80% общего объёма перевозок.
Основная часть тепловозного парка промышленного железнодорожного транспорта широкой колеи – маневровые тепловозы с гидравлической передачей средней и малой мощности: ТГМ1, ТГМ23, ТГМ3, ТГМ4, ТГМ6, ТГК. Техническая характеристика тепловозов данного типа приведена, в таблице 2. Доля тепловозов с гидравлической передачей составляет на промышленных предприятиях более 80%.
Таблица 2
Показатель |
ТГМ6А |
ТГМ4 |
ТГМ3 ТГМ3А ТГМ3Б |
ТГМ23 |
Мощность, кВт |
880 |
550 |
550 |
370 |
Служебная масса, т |
90 |
80 |
68 |
44 |
Осевая характеристика |
2-2 |
2-2 |
2-2 |
0-3-0 |
Нагрузка от колёсной пары на рельсы, кН |
220 |
200 |
167 |
143 |
Конструкционная скорость, км/ч |
40/80 |
40/80 |
30/60 |
30/60 |
Скорость при длительном режиме, км/ч |
5/14 |
5/15 |
7/15 |
5/10 |
Длительная сила тяги, кН |
250/147 |
230/90 |
191/88 |
128/64 |
Колёсная база тележки, мм |
2100 |
2100 |
2100 |
- |
Расстояние между шкворнями тележек секции, мм |
8000 |
6000 |
6000 |
- |
Минимальный радиус проходимых кривых, м |
40 |
40 |
40 |
60 |
Размеры тепловоза, мм: Длина (по осям сцепления автосцепок) Ширина |
14300 3080 |
12600 3140 |
12600 3050 |
8920 3150 |
Высота (от головки рельса) |
4300 |
4600 |
4600 |
4180 |
Примечание: В числителе – маневровый режим; в знаменателе – поездной.
Тепловозы ТГМ6, ТГМ4, ТГМ3, и их модификации предназначены для вывозной и маневровой работы. Они приспособлены для работы в сложных условиях металлургических заводов. Тепловозы ТГМ23 и ТГК2 предназначены для маневровой работы на подъездных и внутризаводских путях промышленных предприятий с малым грузооборотом.
Тепловозы с электрической передачей получили на промышленном железнодорожном транспорте наибольшее применение (табл. 3).
Тепловозы ТЭМ 1, ТЭМ 2 предназначены для выполнения тяжёлой маневровой работы, а также для вывозной и поездной работы на промышленных предприятиях. Тепловоз ТЭЗ – грузовой локомотив магистральных дорог. На промышленном транспорте получил распространение на открытых горных разработках, где используется для вывозки горной массы с верхних горизонтов карьеров. На металлургических предприятиях используется в основном на вывозной работе, однако, требованиям промышленного транспорта в полной мере не отвечает. В большей степени условиям промышленных предприятий отвечает новый тепловоз ТЭМ 7.