Двухфункциональный расширитель - тангенциальный, обеспечивает дополнительное давление дисков на стенки канавки поршня, что улучшает съем масла с поверхности цилиндра.
Имеется тенденция к снижению высоты маслосъемных колец, т. к. это позволит снизить высоту и массу поршней в целом.
Диски колец изготавливаются из углеродистой стальной калиброванной ленты. Наружная поверхность диска (рабочая) хромируется (слой хрома 0,08¸0,12 мм) и имеет бочкообразный профиль для улучшения приработки. Расширители - из нержавеющий (15% Cr, 5% Ni) стальной калиброванной ленты, которая в процессе изготовления нагартовывается, приобретает пружинные свойства и практически не теряет их в эксплуатации.
Материал кольца- серый легированный чугун, .
Среднее значение давления кольца на стенку цилиндра:
МПа (5.30)
Для бензиновых двигателей можно принять грушевидную форму эпюры давления кольца на зеркало цилиндра(рисунок )
Давление кольца на стенку цилиндра в различных точках окружности
(5.31)
Таблица 5.2 – Данные для эпюры давления кольца
Рисунок5.2 – Эпюра сил давления кольца на стенку цилиндра
Напряжения изгиба кольца в рабочем состоянии:
МПа (5.32)
МПа (5.33)
где: m- коэффициент зависящий от способа надевания кольца.m=1,57
=298,6<[]=450МПа и >
Требования по прочности выполнены.
Определяем монтажный зазор в замке поршневого кольца
=, мм (5.34)
где ∆'к=0,08 мм - минимально допустимый зазор;
aк и aц - коэффициенты линейного расширения материала кольца и гильцы цилиндраaк=a=11·10 1/к
Тк=498К, Тц=388К;
мм (5.35)
Шатунная группа
В группу шатуна входят шатун, крышка кривошипной головки, шатунные болты с элементами их фиксации.
В данном случае шатун изготовлен по конструктивной схеме шатуна для V-образных двигателей с последовательным их расположением на шатунной шейке. Выбор данного типа обусловлен возможностью унификации конструкций шатунов V-образных и рядных двигателей, относительной конструктивной и технологической простотой, хорошими условиями смазывания шатунных подшипников, высокой жесткостью и прочностью при минимуме конструктивной массы, но при использовании данного типа шатунов возникает необходимость удлинения шатунных шеек V-образного двигателя.
Конструктивно в шатуне различают верхнюю (поршневую) головку, стержень шатуна и кривошипную головку. Шатун - традиционной конструкции, т. е. симметричной формы со стержнем двутаврового сечения, плоским прямым разъемом крышки, плавным сопряжением головок со стержнем. Высокая усталостная прочность шатуна достигается соответствующим материалом, конструкцией, технологией изготовления.
Материал шатуна - углеродистая сталь 40ХН. Заготовка получается горячей ковкой в штампах в несколько стадий с промежуточной термообработкой, крышка отковывается отдельно. Цикл термообработки - нормализация (закалка+высокий отпуск) Þ механическая обработка Þ шатун собирается с крышкой кривошипной головки Þ расточка посадочных мест под подшипниковые вкладыши.
В верхнюю головку шатуна запрессована бронзовая втулка (БрС30) для увеличения износостойкости сопряжения верхняя головка шатуна - поршневой палец. Втулка не устанавливается в бобышки поршня, т. к. трение сталь-по-силумину не так опасно, как сталь-по-стали. Т.к. бронза - дорогой материал, то втулка изготавливается свертыванием из листовой бронзы и растачивается на месте.
В верхней части верхней головки шатуна выполнено отверстие для смазки пальца. Из-за наличия бронзовой втулки, точной геометрии, высокой твердости и чистоте поверхности пальца для его смазки не требуется подача масла под давлением. Способ смазки аналогичен способу смазки поршневого пальца. При этом за счет выравнивания удельных давлений по периметру поршневого пальца в верхней головке шатуна создаются оптимальные условия смазки.
Избыток металла, который снимается при подгонке шатунов по массе, т. к. шатун штампованный, не сконцентрирован в определенном месте. Металл снимается с тех частей шатуна, чью оптимальную форму нельзя было обеспечить из-за технологических трудностей.