Цистерны таблица 5
Наименование помещения |
№№ шпангоутов |
Теоретический объем, м3 |
Коэффициент заполнения, kж |
Объем нетто, м3 |
Вместимость, т |
Координаты ЦТ, м | ||
х |
у |
z | ||||||
Диптанк … Бортовая топливная цистерна … Цистерна мытьевой воды … |
86 – 94 … 133 – 155 ЛБ … 187 – 192 ПБ … |
338 … 250 … 69,1 … |
0,98 … 0,98 … 0,97 … |
331 … 245 … 60,3 … |
340 … 207 … 60,3 … |
81,1 … - 46,5 … -101 … |
0 … - 9,8 … 6,1 … |
4,4 … 1,1 … 9,4 … |
Рис. 9. Продольный разрез и эпюра емкости судна
1 – форпик, 2 – грузовые твиндеки, 3 – грузовые трюмы, 4 – бак, 5 – ют, 6 – комингсы грузовых люков, 7 – диптанк, 8 – машинное отделение, 9 – туннель гребного вала с рецессом, 10 – двойное дно, 11 – ахтерпик.
Удельная грузовместимость
Удельной грузовместимостью μс называется отношение суммарной грузовместимости Wгр судна к его грузоподъемности Ргр.
μс = Wгр/Ргр,
Количественное значение этой величины показывает, какой объем грузовых помещений судна может быть представлен для размещения там одной тонны груза. В соответствии с различными значениями Wгр различают удельную грузовместимость по сыпучему и штучному грузу.
Удельная грузовместимость судна должна соответствовать удельной погрузочной кубатуре груза μг, показывающей, какой объем помещений необходим для размещения 1 т груза. Значения μг колеблются в очень широких пределах. Некоторые из них представлены в табл. 6.
Поскольку на судах обычно одновременно перевозится несколько различных грузов, можно говорить о средней погрузочной кубатуре всех грузов на судне. Это осредненное значение указывается в задании на проектирование и чаще всего выбирается из дискретного ряда μг = 1,75; 1,90; 2,00; 2,20 м3/т. Если же судно предназначено для перевозки какого-то определенного вида груза, то при проектировании следует ориентироваться на удельную погрузочную кубатуру именно этого груза.
При проектировании необходимо стремиться к соотношению μс ≈ μг, поскольку при μс < μг судно будет эксплуатироваться с недогрузом, так как емкость грузовых помещений окажется недостаточной для размещения всей массы груза, а при μс > μг окажется недоиспользованным объем грузовых помещений после приема заданной массы груза. В обоих случаях экономическая эффективность судна снижается.