Судно как объект управления
Страница 3

На судне в роли операторов выступают судоводители, механики и другие специалисты, осуществляющие контроль за движением судна. Из этого числа специалистов можно выделить две группы:

- оператор-наблюдатель;

- оператор-руководитель.

Оператор-наблюдатель (контролер) выполняет свои функции в реальном масштабе времени. Контролируя все процессы движения судна и работу его механизмов, оператор-руководитель отличается от оператора-наблюдателя тем, что для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К этой категории относятся организаторы и руководители различных уровней, которые обязаны принимать ответственные решения в системе «человек—машина» (СЧМ). Для этого они должны иметь не только хорошую профессиональную подготовку, но и обладать высокой интуицией. К этой категории специалистов относятся капитан, старший механик и старший помощник капитана. В деятельности оператора-манипулятора большую роль играет сенсомоторная координация (например, непрерывное слежение за движущимся объектом) и моторные (двигательные) навыки. Хотя механизмы моторной деятельности имеют для него главенствующее значение, он использует также аппарат понятийного и образного мышления. В функции оператора-манипулятора входит управление манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энергии человека (экскаваторы, погрузо-разгрузочные средства и т. п.).

Исследования, проведенные на морском транспорте в целях изучения влияния внешней среды на членов экипажей судов, показали целый ряд неблагоприятных воздействий, которые вызваны спецификой труда плавсостава. Это в первую очередь качка, вибрация, шум и т.д., что в значительной мере снижает работоспособность оператора, причем каждый их этих факторов например, качка, действует по-своему. При качке человек подвержен действию четырех видов ускорений: линейного, центростремительного, углового и ускорения Кориолиса. Особенно вредны сложные и быстро меняющиеся ускорения. Укачивание вызывается не только вертикальным перемещением судна и непосредственным раздражением желудочно-кишечного тракта из-за периодического опускания и подъема органов брюшной полости, но и зрительным восприятием кажущихся перемещений предметов на судне, меняющимся видом взволнованной водной поверхности. Степень укачивания зависит от возбудимости вестибулярного аппарата, состояния коры головного мозга и эмоциональных ощущений. Действие качки сопровождается различными психофизическими реакциями - побледнением кожных и слизистых покровов, холодным потом на лбу, затруднением дыхания, ощущением тяжести в голове, головокружением, иногда тошнотой и рвотой; появлением усталости, мышечной слабости, отсутствием аппетита и др. При качке может нарушиться координация движений человека.

Усугубляет действие качки на организм переутомление, бессонница, угнетенное состояние, продолжительное воздействие шума, вибрация и отсутствие свежего воздуха. Укачивание влияет на членов экипажа, несмотря на привычку, и снижает надежность их работы. Однако при сильных эмоциях, например в аварийной ситуации, болезненное влияние качки на человека может иногда временно исчезать.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Основные элементы гидравлических систем управления АКПП
Рассмотрим теперь, принципы работы элементов, входящих в состав гидравлической части системы управления АКПП. Рассмотрим, каким образом происходит формирование, регулирование и изменение различных давлений, используемых в системе управления автоматических коробок передач, назначение и принципы рабо ...

Кинематическая схема изделия
На рисунке 2.6 представлена кинематическая схема исполнительного механизма, и просчитаны размеры составных частей данного механизма. Рисунок 2.6 – Гидравлическая схема изделия бак; 2- насос; 3- моющее устройство; 4- ванна; 5- фильтр; 6- защитный клапан Основным параметром рабочего процесса разрабат ...

Расчет механизма подъема
Спроектировав крюковую подвеску, имеющую параметры : Qп = 200 т; режим работы – легкий; Zбл.п = 8; Dбл.0 = 1100; Ввн =480 мм; Внар = 1100 мм; bc = 290 мм; mп = 10250 кг; Легкому режиму работы соответствует группа режима работы 3М. Схема системы полиспастов. Кратность – 8. Выбор каната Вес номинальн ...