В этом разделе определяется провозная способность ВС, т.е. объем работы, который может произвести транспортное средство в единицу времени.
Следовательно, производительность ВС - это объем авиаперевозок(или работ ПАНХ), выполняемый ЛА в единицу времени(ч, год).
Предельная общая часовая производительность i-го типа ВС (ткм/ч) определяется по формуле:
,
для Ту204В:
для Ту154М:
где
- предельная общая коммерческая загрузка ВС i-го типа, т; - рейсовая скорость ВС i-го типа, км/ч.
Плановая общая часовая производительность i-го типа ВС (ткм/ч) определяется по формуле:
,
для Ту204В:
для Ту154М:
где -коэффициент использования коммерческой загрузки, т.е. грузоподъемности (можно принять равным 0,6-0,8).
В расчетах принимаются условия беспосадочного полета ВС 1-го типа на оптимальную дальность, т.е. условия, когда ВС загружено на максимальную величину (т).
В этом случае предельную коммерческую загрузку принимают равной максимальной, т.е. .
А когда же принимаются условия беспосадочного полета на расстояние, не равное оптимальной дальности, необходимо рассчитывать по следующей формуле:
,
для Ту-204В: т
для Ту-154М: т
где - взлетная масса самолета, т; - масса конструкции ВС, т; -вес членов экипажа и бортпроводников (принимается вес 1 человека равным 90 кг), т; -масса авиатоплива, необходимо для полета на заданную дальность, т; - вес служебной загрузки, т; -аэронавигационный запас авиатоплива (принимается равным часовой норме расхода топлива), т;
Часовая пассажирская производительность предельная и плановая i-го типа ВС (пкм/ч) определяются аналогично:
,
для Ту204В: ткм/ч
для Ту-154М: ткм/ч
где - количество кресел на самолете i-го типа, шт.
,
для Ту204В: 121338ткм/ч
для Ту154М: 102060ткм/ч
где -коэффициент использования пассажирских кресел (можно принять равным 0,6-0,85).
Годовая общая и годовая пассажирская производительности ВС i-го типа определяются по формулам:
,
для Ту204В: т/км
дляТу154Мт/км
,
для Ту204В: т/км
для Ту154М:т/км
где - годовой производственный налет часов на один списочный самолет i-го типа (можно принять равным 1700-2200 ч.).
Сравнительный анализ показателей производительности ВС.
Предельная общая часовая производительность Ту204В выше, чем на Ту-154М. Главным, здесь влияющим фактором является предельная коммерческая загрузка , поскольку оба воздушных судна обладают одинаковыми эксплуатационными скоростями. в первую очередь зависит от дальности полета, т.е. от того, соответствует ли дальность рассматриваемого маршрута оптимальной дальности полета применяемого воздушного судна, а также от взлетной массы, массы снаряженного ВС, количества экипажа, массы авиатоплива (необходимого для полета на заданную дальность маршрута) и часового расхода авиатоплива. По всем этим параметрам Ту204В превосходит Ту-154М в силу своей конструкции с широким фюзеляжем.