Транспорт - одно из общих условий функционирования и развития производства. Осуществляя грузоперевозки внутри предприятий, между предприятиями, районами и странами, транспорт влияет на масштабы общественного производства и темпы его роста.
Влияние транспорта на жизнь отдельного государства разнообразно и многопланово. Транспорт способствует прогрессивным географическим и структурным сдвигам в размещении производства и населения, росту производительности труда, повышенного уровня жизни населения. Обеспечивая международное разделение труда, массовый туризм и культурный обмен, транспорт вызывает крупные изменения в мировой экономике, культуре и международных отношениях.
С помощью транспорта углубляется специализация и расширяется кооперирование промышленного и сельскохозяйственного производства в национальном и международном масштабах, укрепляется экономическое положение государства в целом.
В условиях России - самой большой по территории страны в мире - транспорт играет совершенно особую роль. Роль не только экономическую, но и политическую и психологическую. Обеспечивая живую связь между республиками и областями России, экономическими районами бывшего Советского Союза, транспорт приобщает миллионы людей к достижениям мировой цивилизации, вовлекает их в процесс активной деятельности - созидательной, экономической, культурной.
Транспортный комплекс России включает в себя следующие виды транспорта:
· гужевой транспорт, использующий тягловую силу животных;
· внутренний водный транспорт, использующий энергию ветра, течения, двигатели в качестве тягловой силы и поверхность внутренних водоемов и водотоков в качестве среды перемещения;
· морской транспорт
· железнодорожный транспорт, использующий паровую, электрическую тягу и силу инерции для перемещения, а так же рельсы как способ сокращения трения;
· воздушный транспорт.
· автомобильный транспорт, включающий все типы самоходных колесных средств наземного пользования;
· трубопроводный.
Значение каждого вида транспорта в единой транспортной системе определяется прежде всего его долей в общем грузо- и пассажирообороте. Размер грузооборота зависит от уровня экономического развития страны или района, размещения производительных сил, комплексности развития района, концентрации производства, порайонного баланса производства и потребления.
Перевозка груза является основным видом услуг. Как правило, она сопровождается предоставлением других услуг (погрузкой, разгрузкой, экспедированием и т.д.).
К дополнительным услугам можно отнести такие, как например маркетинговые, коммерческие, информационные, а так же услуги страхования.
Услуги транспорта можно условно классифицировать на следующие виды (схема 1):
По связи с основной деятельностью | |||
перевозочные |
Не перевозочные | ||
По виду потребителя, которому предоставляется услуга | |||
Внешние (предоставляемые не транспортному предприятию) |
Внутренние (предоставляемые другим транспортным предприятиям) | ||
По характеру деятельности, связанной с предоставлением данной услуги: | |||
технологические |
коммерческие |
информационные | |
По активности предложения | |||
Приспособленные к требованиям потребителей |
Формирующие потребительский спрос | ||