7. Следует учитывать, что экспертиза проводится в статике, а реальная авария протекает в динамике. Экспертиза располагает полной информацией, а судоводитель в условиях реальной аварии принимает решения в обстановке неопределенности. Поэтому расследовать аварию значительно легче, чем найти единственно правильное решение в реальных условиях.
Здесь важно отметить, что из текста изданных Международной морской организацией нормативных документов в данный момент центр тяжести ответственности за обеспечение безопасности мореплавания смещен от судового экипажа к руководству судоходной компании.
Статистика и международная практика по расследованию морских аварий постоянно подтверждали особую значимость ошибок человека в аварийности, несмотря на технический прогресс, ужесточение организационных мероприятий и повышение уровня подготовки кадров. Любая недооценка роли человеческого фактора и непонимание его сути является заслоном на пути борьбы с аварийностью и ориентацией этой борьбы на ложные направления. Одно из положений эргономики утверждает, что если на каком-либо оборудовании происходит ряд несчастных случаев, то это означает, что оно имеет серьезные недостатки и требует серьезной доработки. По аналогии с этим, авария — это тот же несчастный случай, только более масштабный, а это означает, что возникли обстоятельства, с которыми человек не мог справиться в силу природных ограничений своих возможностей. Следовательно, условия деятельности требуют приспособительных мер, которые, как правило, лежат в области совершенствования техники, технологии и организационных структур.
Анализ аварий, лежащих в области действия человеческого фактора, показывает, что они произошли в результате неверно принятых решений, либо вообще не принятых решений, иными словами — бездействия. Это означает, что для поисков путей воздействия на этот вид аварийности необходимо ответить на вопрос о причинах принятия неверных решений операторами или их бездействия. Так, при анализе аварийных ситуаций, когда речь идет, как правило, лишь о нахождении виновных и определении степени их виновности, прежде всего, нужно исследовать и учесть целый ряд обстоятельств психологического характера, связанных с психофизиологическими особенностями и возможностями конкретных людей и психологической спецификой воздействовавшей на них ситуации.
Условия аварии почти всегда носят экстремальный характер. Причины того, что оператор оказался не в состоянии овладеть ситуацией и не допустить аварии, могут быть никак не связаны с небрежностью или некомпетентностью. Так, правильность принятия решения в нетипичной обстановке зависит от таких качеств психики, которые обусловливают способность осознать в данный промежуток времени изменившиеся условия и на основе поступившей информации выбрать единственно верный способ действия. При этом нужно учитывать, что поведение человека, особенно в критической ситуации, определяется не только и не столько общими психофизиологическими закономерностями, но и теми индивидуально-психологическими особенностями, которые присущи данной личности. Более того, психологи давно отмечают тот факт, что профессиональные психологические качества оператора, необходимые для эффективного функционирования в экстремальной ситуации, не только существенно отличаются от тех качеств, которые необходимы и важны для успешной работы в обычном, нормальном режиме деятельности, но иногда и вступают в противоречие с ними. Надо учесть, что специальная подготовка судоводителей к действиям в критической ситуации, тренировка в принятии решений в аварийной ситуации не предусмотрена в учебных программах и в настоящее время в морских учебных заведениях не проводится, хотя внедрение тренажерной практики по расхождению судов с помощью РЛС и САРП дает хорошие результаты.