Групповая учитывает разнообразные условия группы машин. Она является средней величиной индивидуальных норм.
В строительной отрасли каждое министерство (ведомство) утверждает свои нормы расхода ТСМ. В таблице 2.5 приведены индивидуальные нормы расхода дизельного топлива на работу бульдозеров, скреперов и грейдеров.
Приведенные в таблице 2.5 нормы расхода топлива установлены для условий эксплуатации машин при положительных температурах. При работе машин в зимнее время (средняя температура воздуха ниже О0 С), в южных районах нормы повышают до 5%, в районах с умеренным климатом - до 10%, в северных районах - до 15%, асфальтоукладчик в районах Крайнего Севера и приравненных по условиям к ним - до 20%.
Нормы расхода масел, смазок для машин и бензина для пусковых двигателей установлены в процентах от расхода дизельного топлива в следующих размерах: моторного масла - 5, трансмиссионного масла - 1, пластичной смазки - 1,5, бензина - 3 летом и 4,5 зимой.
Соблюдение установленных норм расхода ТСМ на работу машин оценивают по данным учета отработанного ими времени и израсходованного топлива. Количество заправляемых в машину ТСМ измеряют счетчиками, мерными линейками и мерными кружками и записывают в ведомость учета, которую ведет заправщик, и сменный рапорт машиниста.
В конце каждого месяца, квартала и года подсчитывают фактический и нормативный расход ТСМ.
Основными направлениями экономического и социального развития СССР на 1986-1990 годы и на период до 2000 года определена задача по усилению режима экономии. В них содержится требование о том, чтобы настойчиво добиваться рационального и экономного расходования всех видов ресурсов и снижения их потерь. Это требование относится и к качеству ТСМ. Хорошие основы для экономного расходования ТСМ создаются при правильном их применении. Для этого необходимо соблюдать требования о том, чтобы каждую машину заправляли и смазывали только предназначенными для нее ТСМ.
Основными путями экономии ТСМ бульдозеров, скреперов и грейдеров являются устранение их потерь и снижение расходования.
Потери дизельного топлива при заправке баков машин открытой струей (ведром) достигают 1,2%, при переполнении топливного бака- 0,1-0,3%, при заправке через шланг без раздаточного крана - 0,18-0,2%, асфальтоукладчик через неплотности в соединениях средств заправки - 0,4-0,5%.
Заправка машин маслами с помощью различных мелких предметов может вызвать потери от 3,5 до 10%.