Сохранение природной среды является одной из наиболее актуальных проблем, стоящих перед современным человечеством.
Стремительное развитие за последние 100–150 лет энергетики, промышленности, транспорта, в том числе и морского, вызвало загрязнение планеты вредными веществами, что оказывает пагубные необратимые последствия на природу.
В наши дни учёные обнаруживают существенные изменения круговорота воды, кислорода, углерода, азота, минеральных веществ в биосфере земли.
Получение энергии из горючих ископаемых в современных масштабах, сжигание огромного количества минерального топлива, в том числе и на судах не могут не влиять на окружающую среду.
Уголь сжигается почти восемь столетий, около столетия сжигается нефть. Если в течение 70 лет XX-го столетия человечеством использовано 259 млрд. т. условного топлива (29330 КДж/кг), то к концу XX-го столетия потребность в топливе увеличится вдвое.
Промышленные предприятия, автомобили, в том числе и суда, самолёты, теплоэлектростанции постоянно вносят в атмосферу загрязнения в виде углекислого газа (СО2), окиси углерода (СО), окиси серы (SO2, SO3), углеводороды различного вида, окиси азота (NO2), твёрдых частиц.
Например, в США более 100 млн. автомобилей потребляют в 2 раза больше кислорода, чем его создаёт природа на этой территории; пассажирский самолёт при трансатлантическом перелёте сжигает 50–100 т. кислорода с выделением СО2 и СО; из-за невероятных последствий роста концентрации углекислотного газа в атмосфере, широко обсуждается возможность повышения температуры на земле от действия так называемого парникового эффекта со всеми вытекающими последствиями.
Моря и океаны покрывают почти 71% поверхности нашей планеты, являясь аккумулятором и источником тепла, моря регулируют климат планеты.
Мировой океан обладает колоссальными биологическими, энергетическими и минеральными ресурсами. Он является крупнейшим поглотителем углекислого газа (СО2) и производителем кислорода О2.
Существует множество источников загрязнения моря, одними из них являются СЭУ судов транспортного и промыслового флота.
Основой СЭУ является дизельная установка.
Работающий дизель воздействует на окружающую среду, взаимодействуя с различными её компонентами.
В условиях интенсивного развития судоходства и рыбного промысла практически во всех районах мирового океана эти воздействия приобретают глобальный характер.
Схема воздействия работающей дизельной установки на окружающую среду.
4
3.
5. 2. 1.
1.
8. 9. 10. 11.
2.
6. 7.
1. осадки;
2. шум, вибрация, излучение тепла;
3. газы, пары, твёрдые частицы;
4. атмосфера;
5. воздух (кислород);
6. литосфера (земля, недра);
7. гидросфера (океан);
8. горючесмазочные материалы;
9. материалы для изготовления;
10. вода для охлаждения элементов дизеля;
11. сброс воды с повышенной температурой из контуров охлаждения ДВС.
Эффективным средством снижения дымности является добавлением к топливу антидымных присадок.