Задачей технико-экономического обоснования дипломных проектов радиотехнических специальностей является выбор наилучшего варианта проектируемой аппаратуры, проектируемых технологических процессов производства радиоаппаратуры. В основе технико-экономического обоснования дипломных проектов лежит народнохозяйственный подход, который предполагает следующее:
Оценка эффективности проектируемой радиоэлектронной аппаратуры:
Данная оценка приводится как во введении дипломного проекта, так и в разделах, где описываются существующие системы посадки, выводятся их недостатки и сравниваются с предлагаемой системой. Эффективность системы посадки ВС на базе псевдоспутников является частью главной идеи данного проекта, и её показатели приводятся по ходу всей пояснительной записки. Таким образом, не имеет смысла приводить оценку эффективности проектируемой системы в данном разделе, так как она подробно изложена выше.
При расчёте экономического эффекта необходимо учитывать основные и сопутствующие результаты от использования проектируемой радиоэлектронной аппаратуры, а также затрат – выражение в стоимостной форме расхода всех видов ресурсов, необходимых для достижения основных и сопутствующих результатов. Затраты производятся на всех стадиях процесса «исследование – производство - эксплуатация» и делятся на единовременные и текущие. Следует заметить, что деление затрат на единовременные и текущие является условным, так как одни и те же затраты по отношению к различным стадиям процесса могут и в роли единовременных, и в роли текущих. Таким образом, будет целесообразно подсчитать только единовременные затраты, к тому же в большинстве источниках приводится лишь расчёт общих затрат.
Основной задачей технико-экономического обоснования дипломного проекта является определение величины экономического эффекта от использования в общественном производстве основных и сопутствующих результатов, получаемых при решении поставленной задачи в данном системном проекте.
Сравнение систем посадки по стоимости оборудования
Для оценки (выбора) наиболее конкурентоспособного изделия среди изделий одного и того же класса, используются методики анализа, применяемые на стадиях НИР и ОКР: попарное сравнение, бальный метод оценки как наиболее целесообразный .
В данном проекте проводится сравнение себестоимости разрабатываемой системы посадки на основе ПС и системы посадки метрового диапазона СП-90 применяемой в аэропорту Алыкель (г.Норильск). Себестоимость двух систем посадки будем сравнивать только по себестоимости оборудования, так как персонал необходимый для обслуживания систем требуется одинаковый как по численности, так и по квалификации. Электроэнергия, потребляемая обеими системами, так же приблизительно одинакова. При сравнении систем посадки неучтены геологические изыскания, строительно – монтажные работы, монтаж и настройка оборудования, лётная проверка, что обусловлено их одинаковой практически стоимостью.
В таблице 5 приведена стоимость каждого изделия, требуемого для комплектации системы посадки на базе псевдоспутников, а так же стоимость всего оборудования. Для нормальной работы системы требуется один псевдоспутник, а с учётом стопроцентного резервирования всех комплектующих будет два.
Таблица 5 – Стоимость оборудования системы посадки на базе псевдоспутников
Наименование |
Количество, шт. |
Цена за единицу, руб. |
Сумма затрат, руб. |
МРК-23С |
2 |
250 000 |
500 000 |
МРК-30 |
2 |
220 000 |
440 000 |
ЭВМ |
2 |
70 000 |
140 000 |
Источник бесперебойного питания (ИБП) |
2 |
20 000 |
40 000 |
Антенна |
2 |
20 000 |
20 000 |
Итого |
1 140 000 |