Техника безопасности определяет обязательные требования и нормативы ведения производственных процессов, обеспечивающие сохранность здоровья и жизни работающих при высокой производительности труда. Основа проведения всех мероприятий по технике безопасности - это профилактика производственного травматизма.
Проведение мероприятий по технике безопасности возложено на инженера по эксплуатации автотранспортного участка. В своей работе он руководствуется «Правилами по охране труда на автомобильном транспорте». Деятельность его направлена на борьбу с травматизмом, т.е. строгое выполнение требований техники безопасности при производстве работ руководителями и рабочими, контроль мероприятий по безопасности труда.
Инструктаж и обучение технике безопасности играют значительную роль в профилактике травматизма и заболеваний. Администрация почтамта обеспечивает своевременное проведение инструктажа и обучение работающих безопасным приемам работы по утвержденной программе, в соответствии с ГОСТом 12.0.004-90.
Инструктаж и обучение проводят в соответствии с отраслевыми правилами и инструкциями по технике безопасности с учетом конкретных условий труда работающих.
Инструктаж по технике безопасности подразделяется на:
- вводный, который проводится при поступлении на работу;
- повторный на рабочем месте;
- внеплановый.
Повторный инструктаж проводится для всех работающих на рабочем месте, независимо от образования, стажа работы и квалификации - не реже одного раза в квартал. Внеплановый инструктаж проводится при нарушении работающим правил и инструкций по технике безопасности. Обучение ИТР проводится по программе, утвержденной ГОСТ 12.0.004-90.
Соблюдение техники безопасности администрацией и рабочими предприятия регулярно проверяется по трехступенчатому контролю:
- 1 ступень - ежедневно в начале работы главный механик или инженер по эксплуатации обходят все рабочие места;
- 2 ступень - еженедельно главный механик, инженер по эксплуатации обходят все участки;
- 3 ступень - один раз в месяц инженер по охране труда, медицинский работник проверяют состояние техники безопасности и производственной санитарии на территории всего автотранспортного участка.
Каждый несчастный случай, произошедший на территории участка, тщательно расследуется и соответственно классифицируется с составлением акта формы Н-1. После разбора и анализа случившегося, по нему разрабатываются мероприятия, исключающие повторение несчастного случая.
Смоделируем случай, характерный для данных работ. Слесарь на своём рабочем месте обслуживал автомобиль ВАЗ - 2104. Он залил промывку в двигатель и запустил его. В этот момент к нему подошёл старший механик и попросил посмотреть систему охлаждения двигателя, т.к слесаря напарник был в отпуске. Слесарь решил померить температуру охлаждающей жидкости, отвлекся и рука внезапно оказалась у вентилятора охлаждения двигателя. Вентилятором отрезало ему палец. После этого он был доставлен в травпункт, где ему оказали медицинскую помощь. Схема несчастного случая приведена на рисунке 4.1.
Рисунок 4.1 - Модель несчастного случая
0 - повреждение руки;
1 - вращение вентилятора;
2 - попадание руки в зону вращения вентилятора;
1.1 - двигатель работал;
1.1.1 - осуществлялась промывка двигателя;
1.1.2 - слесарь искал неисправность системы охлаждения;
1.2- температура охлаждающей жидкости была высокой;
1.2.1 - система была неисправна;
1.2.2 - слесарь забыл посмотреть уровень охлаждающей жидкости;
2.1- неправильное положение руки;
2.1.1- неосторожная работа с двигателем;
2.1.2- неправильное положение слесаря возле машины;
2.2 - потянулся потрогать нижний бачок радиатора;
2.2.1- отсутствие термометра под рукой;
2.2.2- необходимость определить температуру;
Причины, обстоятельства:
1.1.11-замена масла;
1.1.12-двигатель старый;
1.1.21- попросил мастер;
1.1.22 - напарник был в отпуске;
1.2.11- машина не прошла вовремя ТО;
1.2.12- неправильная эксплуатация машины;
1.2.21- спешка;
1.2.22-усталость;
2.1.12- невнимательность;
2.1.12 - недостаточная квалификация;
2.1.21 - несоблюдение правил техники безопасности;
2.1.22 - неудобное расположение узлов и агрегатов в пространстве;
2.2.11 - вышел из строя;
2.2.12 - новый не успели купить;
2.2.21 - сомнение в температуре;
2.2.22 - для проверки системы охлаждения.
Техника безопасности при проведении работ по ТО и ТР
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей необходимо выполнять в соответствии с «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава», а также с «Правилами по охране труда».