Определение рейтинга участков концентрации ДТП основано на следующем принципе:
Участком с наибольшим риском ДТП является тот, где за рассматриваемый период произошло наибольшее количество учетных ДТП в соотношении с интенсивностью движения транспортных средств и протяженностью участка.
Среднестатистическая степень риска ДТП для участка определяется по следующей формуле:
Степень риска = кол-во ДТП x 1.000.000
ССИД x протяженность х 365 дней в году x 5 лет, участка
где ССИД – среднегодовая суточная интенсивность движения на рассматриваемом участке (авт/сут).
Результаты расчета представлены в Таблице 2.
Таблица 2 Рейтинг аварийно-опасных участков на а/д “Подъезд к г.Северодвинску” по степени риска ДТП
№ участка |
Местоположение км+ |
Кол-во ДТП за период 1999-2003 |
Кол-во погибших |
Кол-во раненых |
Степень риска* |
Рейтинг участков |
1 |
0+000 - 1+000 |
19 |
3 |
30 |
1,39 |
(1а) |
1+000 - 2+000 |
9 |
1 |
13 |
0,66 |
(1в) | |
2+000 - 3+000 |
13 |
6 |
20 |
0,95 |
(1б) | |
Итого |
41 |
10 |
63 |
3,00 |
1 | |
2 |
5+00 - 6+000 |
19 |
2 |
27 |
1,39 |
2 |
3 |
10+000 - 12+000 |
21 |
6 |
33 |
0,77 |
4 |
4 |
13+000 - 14+000 |
12 |
2 |
19 |
0,88 |
3 |
5 |
21+000 - 22+000 |
7 |
0 |
11 |
0,74 |
5 |
Вывод: Согласно приведенного в Таблице 2 рейтинга участков концентрации ДТП на дороге «Подъезд к г.Северодвинску» самой высокой степенью риска ДТП характеризуется участок км 0 – км 3. Степень риска достигает максимума в зоне примыкания «Подъезда к г.Северодвинску» к дороге федерального значения М8 «Москва – Архангельск» (км 0+000 – км 0+200).
Метод 1 позволяет легко определять рейтинг участков дороги по степени риска на основе имеющихся статистических данных (количество пострадавших в ДТП, интенсивность движения). Однако метод имеет существенный недостаток, а именно: из расчета выпускается такой важный аргумент как тяжесть ДТП, характеризуемая величиной экономических издержек сообщества от ДТП, которая служит отправной точкой для решения последующих задач: