Для очистки масляных фильтров их разбирают, промывают керосином и насухо протирают или обдувают сжатым воздухом. Фильтрующие элементы фильтров тонкой очистки при их загрязнении заменяют.
Для очистки фильтра центробежной очистки масла надо: остановить двигатель и дать стечь маслу (20-30 мин); отвернуть гайку и снять кожух; отвернуть пробку и вставить в отверстие бородок, чтобы удержать ротор от вращения; отвернуть гайку и снять колпак; снять вставку, сетчатый фильтр и прокладку. Снятые детали очищают от отложений и грязи, промывают бензином или керосином. Сборку производят в обратной последовательности.
Далее проверяют работу фильтра на прогретом двигателе на слух. После остановки двигателя ротор исправного фильтра продолжает вращаться 2-3 мин, издавая характерное гудение. Если гудение прослушивается более короткое время, то ротор притормаживается, например, вследствие чрезмерной затяжки барашковой гайки. Эту гайку надо затянуть от руки, без помощи какого-либо инструмента.
Замену бумажного фильтрующего элемента полнопоточного масляного фильтра двигателя "Москвич-412" производят снизу автомобиля. При этом: вывёртывают пробку и сливают отстой; отвёртывают центральный стяжной болт и снимают корпус вместе с фильтрующим элементом, вынимают фильтрующий элемент и уплотнительные резиновые кольца. Далее промывают корпус изнутри бензином и протирают его, вставляют новый фильтрующий элемент. Резиновое уплотнительное кольцо рекомендуется заменить новым.
В системе вентиляции картера снимают и очищают трубки и шланги, очищают и промывают воздушный фильтр. Трубки и шланги вентиляции картера должны быть плотно соединены между собой, шланги не должны иметь разрывов, расслоений и разбуханий. У двигателя ЗИЛ-130 промывают ацетоном клапан.
Систему вентиляции картера двигателя ЗМЗ-53 очищают в такой последовательности: промывают фильтрующую набивку фильтра вентиляции картера в керосине и просушивают; смачивают фильтр вентиляции картера маслом для двигателя; снимают вытяжную пробку вентиляции и промывают её керосином, просушивают и ставят на место.
Внешними признаками неисправностей системы охлаждения является перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя. Перегрев двигателя возможен при недостатке охлаждающей жидкости в системе из-за её утечки или выкипания, обрыве или пробуксовке ремня привода вентилятор и водяного насоса, заедания термостата и жалюзи в закрытом положении, большом отложении накипи. Чрезмерное охлаждение двигателя возможно при заедании термостата или жалюзи в открытом положении, отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время.