При проведении ежедневного обслуживания проверяют осмотром герметичность системы охлаждения; уровень жидкости, и при необходимости доливают воду. В зимнее время при постановке автомобиля на стоянку сливают воду из системы охлаждения и пускового подогревателя, а перед пуском двигателя заполняют систему горячей воды или подключают двигатель к системе подогрева. Кроме того, при ежедневном обслуживании заливают воду в бачок устройства для обмыва ветрового стекла; проверяют уровень и при необходимости доливают масло и картер двигателя. У дизелей необходимо проверить уровень масла в топливном насосе высокого давления и регулятора числа оборотов; остановить двигатель и проверить на слух работу фильтра центробежной очистки масла.
Во время проведения первого технического обслуживания следует проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводных ремней; при работе в условиях большой запылённости окружающей среды заменить масло в картере двигателя; слить отстой из корпусов фильтров и очистить от отложений внутреннюю поверхность кожуха фильтра центробежной очистки масла; промыть фильтрующий элемент воздушного фильтра вентиляции картера.
При втором техобслуживании необходимо проверить и, если надо, закрепить вентилятор, радиатор, его облицовку, жалюзи и капот; проверить и отрегулировать натяжение приводных ремней; заменить (по графику) масло в карте двигателя, промыть при этом фильтрующий элемент фильтра грубой очистки и заменить фильтрующий элемент тонкой очистки или очистить элемент центробежной очистки масла; слить отстой из корпусов масляных фильтров; очистить и промыть клапан вентиляции картера двигателя; смазать подшипники водяного насоса и натяжного ролика ремня вентилятора.
Во время сезонного техобслуживания проверяют осмотром герметичность систем охлаждения и отопления, а также пускового подогревателя; промывают систему охлаждения; при подготовке к зиме проверяют состояние и действие пускового подогревателя; два раз в год при смене сортов масел (в зависимости от времени года) промывают систему смазки двигателя; при подготовке к зиме отключают масляный радиатор.
Регулировка натяжения приводных ремней
. Натяжение ремня привода вентилятора и водяного насоса двигателя ЗМЗ-53 регулируют при помощи натяжного ролика. При этом ослабляют гайки крепления кронштейна натяжного ролика и перемещают рукоятку кронштейна до получения нормального натяжения ремня. Затем закрепляют гайки крепления кронштейна и снова проверяют натяжение ремня. При усилии 3-4 кГ прогиб ремня должен быть 10-15 мм.
Регулировку натяжения ремня привода генератора производят перемещением генератора по прорези установочной планки. Прогиб должен быть 10-12 мм. У двигателя ЗИЛ-130 для регулировки натяжения ремня привода насоса гидравлического усилителя рулевого управления и ремня привода генератора ослабляют болты крепления натяжного кронштейна или гайку крепления генератора к планке, а затем смещают насос или генератор. При усилии 4 кГ, приложенном к серединам ветвей, прогиб ремней не должен превышать 8-14 мм.
Регулировку натяжения ремня привода компрессора производят перемещением компрессора по кронштейну при помощи регулировочного болта. Прогиб ремня под усилием 4 кГ должен составлять 5-8 мм.
У дизелей ЯМЗ-236 для регулировки натяжения ремня привода компрессора служит винтовое устройство, а натяжение ремня привода водяного насоса регулируют изменением количества стальных шайб, зажимаемых между ступицей и съёмной боковиной шкива водяного насоса. При усилии 3 кГ, приложенном к серединам ветвей, прогиб не должен превышать: 10-15 мм для ремней привода водяного насоса и генератора и 8 мм - для ремня привода компрессора (на короткой ветви).
Доливка и смена масла. Для проверки уровня масла необходимо остановить двигатель, подождать 2-3 мин, пока стечёт масло, вынуть и вытереть маслоизмерительный стержень, вставить его обратно до упора и, вынув вновь, по меткам определить уровень. Если уровень масла ниже метки "Долей", эксплуатировать машину нельзя. Нужно долить масло до метки "Полно".
При проверке уровня масла до пуска двигателя после длительной стоянки нормальный уровень должен соответствовать верхней прямоугольной метке на маслоизмерительном стержне.
Масло рекомендуется измерять при горячем двигателе.
Для этого отвертывают сливную пробку картера и сливают отработавшее масло.
Из корпусов масляных фильтров сливают отстой, разбирают и промывают фильтры. При сильном загрязнении масла промывают картер двигателя.
Для промывки в картер заливают чистое маловязкое (зимнее) масло примерно до нижней метки маслоизмерительного стержня, пускают двигатель и дают ему поработать 2-3 мин на холостом ходу. Затем сливают промывочное масло, заливают в картер свежее масло и пускают двигатель на 3-5мин. Через 5-10 мин после остановки двигателя измеряют уровень масла в картере.
Вследствие окисления масла кислородом воздуха образуются нагар и лаковые отражения. Отложения нагара в камерах сгорания двигателя вызывают перебои в системе зажигания, перегрев и работу двигателя с детонацией. Отложения на головках клапанов приводят к перегреву и короблению клапанов, неплотному прилеганию клапанов к сёдлам. Следствием попадания твёрдых частиц нагара в картер двигателя является засорение маслопроводов и фильтров.