Исходными для определения сил, обеспечивающих движение автомобиля, являются скоростные характеристики двигателя. При изучении тягово-скоростных свойств автомобиля главным образом определяются показатели, соответствующие работе двигателя с полной подачей топлива, т. е. по внешней скоростной характеристике. Скоростные характеристики получают стендовыми испытаниями по стандартным методикам. В настоящее время на автомобилях используются почти исключительно поршневые двигатели внутреннего сгорания.
Для анализа тягово-скоростных свойств автомобиля с использованием стандартной внешней скоростной характеристики двигателя необходимо принять во внимание то, что при эксплуатации часть мощности двигателя затрачивается на неучтенные при снятии стендовой внешней характеристики потребители и условия, в которых работает двигатель, отличаются от стандартных. С этой целью вводится коэффициент коррекции кр. В табл. 1.1 приведены средние значения коэффициента кр при пользовании внешних характеристик, полученных по различным стандартам.
Таблица 1.1
Комплектация и стандартные условия стендовых испытаний двигателей
Стандарт (страна) |
Элементы и агрегаты, отключаемые при измерении параметров внешней скоростной характеристики двигателя |
Давление, кПа |
Температура, °С |
Коэффициент коррекции, kp |
ГОСТ 14846-81 |
Нетто: приборы, обслуживающие шасси и кузов Брутто: вентилятор и приборы, обслуживающие шасси |
100 |
25 |
0,95 Д96 0,93 .0,95 |
DIN (ФРГ) |
Радиатор, приборы, обслуживающие шасси и кузов |
100 |
20 |
0,95 .0,96 |
SAE старый (США) |
Воздухоочиститель, глушитель, генератор, вентилятор, радиатор, приборы, обслуживающие шасси и кузов |
99,2 |
29,4 |
0,86 .0,88 |
SAE новый (США) |
Радиатор, приборы, обслуживающие шасси и кузов |
99,2 |
29,4 |
0,95 .0,96 |
IS (Япония) |
Глушитель, радиатор, приборы, обслуживающие шасси и кузов |
100 |
15 |
0,95 .0,96 |
Для оценки тягово-скоростных свойств автомобиля большое значение имеет характер кривой Мk = f(n), имеющей максимум при частотах nmin < ni < nN.
Увеличение нагрузки на двигатель, работающий в диапазоне частот пм nM < ni < nN при неизменном положении органа управления подачей топлива, вызовет падение частоты вращения коленчатого вала. Однако при этом крутящий момент М/с* развиваемый двигателем возрастет и двигатель сможет автоматически приспособиться к изменению нагрузки, т. е. будет работать устойчиво. В случае же работы двигателя в диапазоне частот nM < ni < nN пм при падении частоты вращения коленчатого вала вызванной увеличением нагрузки, крутящий момент Мк также снизится, двигатель не сможет преодолеть возросшую нагрузку и будет работать неустойчиво.