Кривая суммарного индикаторного крутящего момента многоцилиндрового двигателя на участке q получается путем графического суммирования полученного числа i кривых крутящих моментов для отдельных цилиндров. Среднее значение индикаторного момента определится, как
(Мi)ср= (F2-F1)/q, (3.19)
где F1 и F2 – положительная и отрицательная площади диаграммы,
(Мi)ср=(8547-3256)·4/180=112,52нм
Ввиду того, что при построении диаграммы индикаторного крутящего момента двигателя не учитывались затраты на трение, привод вспомогательных механизмов и т.д., для получения значения действительного эффективного крутящего момента необходимо учесть величину механического КПД:
(Ме)ср = (Мi)ср·hМ, (3.20)
(Ме)ср =112,52·0,79=88,48 Н·м.
Полученное значение среднего эффективного крутящего момента следует сопоставить с расчетным значением
(Ме)расч. = 9554·Nе/nном, Н´м, (3.21)
(Ме)расч. = 9554·97/2400=85,99 Нм.
=(88,48-85,99)·100/88,48=2,8 %.