Комплексная система кондиционирования воздуха самолёта Ту-154М (рис. 10) предназначена для обеспечения комфортных условий жизнедеятельности пассажиров и экипажа на борту ВС на земле (в жарких странах, при высокой или низкой температуре атмосферного воздуха) и в полёте, а также для запуска основных двигателей от наземного источника питания или от ВСУ.
Рис. 10. Самолёт Ту-154М
Комплексная система кондиционирования входит в состав высотного оборудования, в которое входит также система автоматического регулирования давления (САРД) и кислородная система.
Работа КСКВ осуществляется за счёт отбора воздуха от основных двигателей или ВСУ и подачи его в гермокабину с соответствующими параметрами по давлению, расходу и температуре.
Система КСКВ работает в автоматическом режиме и при ручном управлении.
Оборудование системы КСКВ размещается в герметической и негерметической частях самолёта.
В состав КСКВ входит следующее:
- три подсистемы отбора воздуха от двигателей и ВСУ;
- система охлаждения воздуха в первичных узлах охлаждения;
- подсистема плавного наддува;
- пневматическая система весовой подачи воздуха (ПСВП);
- система охлаждения воздуха во вторичных узлах охлаждения;
- система вентиляции (система распределения) – распределительные магистрали подачи воздуха (магистрали горячего, холодного и тёплового воздуха);
- система ускоренных режимов прогрева или охлаждения гермокабины;
- система общей потолочной вентиляции и индивидуальной вентиляции пассажирских салонов, кабины экипажа;
- система наземного кондиционирования гермокабины;
- вытяжное устройство буфета-кухни и туалетов;
- система вентиляции аппаратуры технического отсека №1 и охлаждение технического отсека № 2;
- система обогрева гермокабины;
- система обогрева дверей для пассажиров, экипажа и грузовой двери центрального буфета-кухни;
- система обогрева отсека ВСУ;
- система регулирования и контроля расхода воздуха;
- система регулирования температуры воздуха;
- система контроля температуры воздуха в кабине экипажа и пассажирских салонах;
- система сигнализации опасной температуры в хвостовом отсеке фюзеляжа.
Название комплексной СКВ самолёта Ту-154М происходит из-за изменённой конструкции по сравнению с СКВ самолёта Ту-154Б. Комплексная в данном случае имеет значение как объединяющая в себе различные подсистемы.
Достоинствами СКВ Ту-154М являются доработки СКВ самолёта Ту-154Б:
1. В подсистеме отбора установлены две регулирующие заслонки 1919Т для сброса воздуха в атмосферу при отсутствии потребителей КСКВ, во избежание разрывов трубопроводов;
2. ПОС стала входить в КСКВ;
3. Добавлена система ускоренных режимов прогрева или охлаждения гермокабины;
4. Система отбора разбита на три подсистемы, что повысило надёжность первичного узла охлаждения, как первичного этапа охлаждения воздуха (при отказе одного из трёх ВВТ 5307АТ, в подсистеме отбора воздух будет охлаждаться в двух других первичных узлах);
5. Управление со щитка СКВ на панели бортинженера стало проще;
6. Большинство агрегатов заменено на более надёжные.
Данные изменения в конструкции, как показала многолетняя практика, уменьшили число отказов.