2) состояние оператора, предшествующее ситуации, т. е. уже имеющееся к настоящему моменту физическое и психическое, в том числе и эмоциональное состояние оператора (возможно, никак не связанное с данной ситуацией) зачастую предопределяет эмоциональную реакцию на события;
3) опыт переживания такой или подобной ситуации: положительный, отрицательный или его отсутствие по-разному могут сказываться на адекватности эмоциональной оценки происходящего. При этом даже положительный опыт может привести к ошибке, поскольку не обеспечит необходимого уровня тревоги; отрицательный опыт может способствовать появлению излишней тревоги, страха, отчаяния: отсутствие же опыта переживания подобной ситуации может вызвать панику или ступор (хотя не исключено, что именно «по незнанию» степени опасности ситуации оператор может сохранить спокойствие в критический момент);
4) особенности эмоционального реагирования и волевой регуляции, присущие данному оператору как устойчивые личностные черты: повышенная чувствительность, тревожность, эмоциональная неустойчивость и другие индивидуально-психологические характеристики эмоционально-волевой сферы оператора, как правило, предопределяют возникновение неадекватной эмоциональной оценки ситуации.
Все вышесказанное свидетельствует о необходимости учета роли эмоций в профессиональной деятельности судоводителей и других операторов. Такой учет должен быть разносторонним и включать в себя следующие элементы:
1) на этапе профессионального психологического отбора — решение проблемы эмоциональной устойчивости путем отбора наиболее пригодных кандидатов;
2) на этане профессиональной подготовки — формирование готовности к действиям в экстремальной ситуации;
3) в самой профессиональной деятельности — контроль и самоконтроль эмоциональных состояний, их регуляция и саморегуляция;
4) при расследовании аварий — определение степени влияния эмоций и описанных выше факторов эмоционального реагирования на поведение оператора.
Надо отметить, что в настоящее время проблеме эмоциональной устойчивости уделяется не так много внимания, как следовало бы. Единственное звено профессиональной подготовки моряков, включающее тренировку эмоциональной устойчивости, − это суда-тренажеры.
Известно, что чем больше в жизненном опыте человека содержится случаев успешного прохождения через трудные, сложные, опасные ситуации, тем спокойнее будет его эмоциональная реакция на возникновение экстремальных обстоятельств и, следовательно, тем меньше будет серьезных нарушений в его операторской деятельности. Именно в этом заключается смысл тренировки эмоциональной устойчивости на судах-тренажерах, хотя занятия по программам: «Борьба с пожарами на судне», «Устранение водотечности в корпусе судна» и другим преследуют главным образом вполне определенные цели — обучение конкретным действиям по спасению судна и людей в аварийной обстановке. Однако при этом не только вырабатываются навыки поведения в конкретной экстремальной ситуации, по происходит привыкание человека к существованию в такой ситуации, в его эмоциональные программы обработки информации записываются признаки этой ситуации, складывается новое, более спокойное к ней отношение, фиксируется сама возможность выживания в такой ситуации, ее «несмертельность».
Как уже отмечалось, в экстремальных ситуациях чрезмерно сильные эмоции могут искажать отражение реальной картины событий настолько, что приводят к полной дезадаптации человека, именно поэтому оказавшиеся в океане после аварии судна люди часто гибнут не от голода, жажды или холода, а от страха и отчаяния.