При решении учебных задач на радиолокационном тренажере у обучающихся зачастую вырабатывается рефлексивный стиль принятия решений, поскольку в процессе обучения преобладает установка «проверяй, проверяй и перепроверяй». Борьбе с импульсивностью преподаватели уделяют достаточно много внимания, другая же крайность — рефлексивность (излишняя осторожность, неуверенность, склонность к перестраховке) не всегда привлекает к себе внимание на этапе подготовки, так как в учебной ситуации ее отрицательное влияние не так заметно. Оптимальный результат может быть достигнут при индивидуальном подходе к обучающимся, для чего прежде всего нужно выяснить, не обусловлены ли ошибки в решении задач такими крайностями в поведении, как выраженная рефлексивность или импульсивность. Если импульсивного обучающегося необходимо сдерживать, «наказывать» за ошибки, приучать к тщательному самоконтролю, то рефлексивный обучающийся сам настолько боится совершить ошибку, что иногда теряется даже при решении простых задач. Преподаватель же не всегда может определить по результатам решений, но какой именно причине задача решена неверно, поэтому рекомендует и тому, и другому быть более внимательным и точным. Однако для человека, отличающегося излишней рефлексивностью, проблема состоит не в точности, а в скорости принятия решения.
Конфликт между скоростью и точностью решений, возникающий в экстремальных условиях, каждым человеком разрешается по-своему. Не всем и не всегда удается совместить высокую скорость принятия решений с их точностью. Как правило, необходимая точность достигается за счет уменьшения скорости либо высокая скорость сохраняется в ущерб точности. При условии равной значимости этих двух показателей для успешного решения задачи возникающее между ними противоречие заставляет человека отдать предпочтение одному из них. При этом часто оказывается, что этот выбор, сделанный неосознанно, является для данного человека типичным, т. е. характерным в любой ситуации. Именно в таких случаях можно говорить о выраженности стиля принятия решения. Судоводителю полезно знать свои особенности принятия решения, чтобы успешно компенсировать недостатки, приводящие к типичным ошибкам.
Так, импульсивному, склонному к риску оператору необходимо тренировать сдержанность; его волевые и умственные усилия должны быть направлены на выработку более осторожных, взвешенных решений. Рефлексивному, склонному к перестраховке оператору необходима решительность, и его ум и воля должны помогать ему в преодолении сомнений и колебаний в принятии решения.
Оба описанных стиля принятия решения, если они являются жесткими стереотипами поведения, приводят к ошибкам. При этом, как правило, склонный к рефлексивности оператор принимает во внимание слишком много несущественных признаков, шума, помех, следствием чего при дефиците времени могут быть ошибки типа «ложных тревог». Оператор, склонный к импульсивному принятию решения, напротив, может не заметить и самых существенных признаков, на которые нужно ориентироваться в первую очередь, что приводит к совершению ошибок типа «пропуск сигнала».
Таким образом, трудности в выборе решения могут быть связаны с необходимостью разрешения уже другого конфликта, который возникает между составляющими информационного поля решаемой задачи. Способность выделять ключевые детали, важные и необходимые для выбора правильного решения признаки среди множества других, отделять их от несущественных признаков является одной из важнейших характеристик оператора. Психологи называют такую способность «поленезавистюстью». Она проявляется при наличии конфликта между элементами задачи, например, при необходимости выделить из общего зрительного фона наиболее важные сигналы, отделить их от помех, справиться с отвлекающим, искажающим, маскирующим влиянием других сигналов па восприятие информации. Трудности в решении подобных задач связаны с «полезависимостью» — зависимостью от «поля», фона, обстоятельств. Если «поленезависимый» оператор легко выделяет необходимую информацию из общего поля, то «полезависимый» не может справиться с влиянием помех и конфликтующих признаков.