Деятельность лиц, несущих ходовую навигационную вахту, представляет собой классический пример работающей эргатической системы (ЭС). Эргатической называется сложная целеустремленная система, включающая в свою структуру человека-оператора (группу операторов), техническое средство труда (судно) и соприкасающуюся с ними среду.
Как видно, система содержит разнородные элементы различной сложности, а результат труда достигается взаимодействием этих элементов. Ошибки навигационной вахты есть не что иное, как следствие закономерных противоречий, неизбежно существующих между разнородными элементами единой системы.
Наиболее важный этап обеспечения надежности оператора-судоводителя — этап профессиональной подготовки. Однако есть такие качества и свойства личности, недостаток которых трудно чем-либо восполнить. В принципе воля и сильное желание добиться успеха, старание и трудолюбие могут в какой-то степени скомпенсировать недостаток способностей, но это характерно для овладения достаточно простыми профессиями. Деятельность же судоводителя — одна из наиболее сложных и его надежность в значительной степени зависит от интеллектуальных способностей. Высокий уровень интеллектуальных способностей позволяет эффективно адаптироваться в сложной среде, усваивать большой объем информации, необходимый для принятия решения, быстрее ее перерабатывать, с большей точностью прогнозировать последующие действия. Важнейшая составляющая интеллекта — логическое мышление. Для судоводителя крайне важно обладать им, поскольку именно логическое мышление обеспечивает возможность анализировать происходящие события, соотносить их с имеющимися знаниями и опытом, прогнозировать принимаемые решения.
Анализ аварийных происшествий на судах свидетельствует о том, что в чрезвычайных обстоятельствах люди ведут себя по-разному.
Многие при воздействии экстремальных факторов не теряют внутренней собранности и хладнокровия, сохраняют способность к быстрой ориентировке, выделению главных факторов, определяющих характер ситуации. Опасность как бы мобилизует их внутренние ресурсы, придает дополнительную энергию, способствует реализации волевых качеств.
Но бывает и так, что работник, обладающий достаточной производственной квалификацией, в опасной ситуации теряет самообладание, начинает чрезмерно суетиться, «дергать» людей, вместо того чтобы организовать их действия, подает нелепые, нелогичные команды или, наоборот, как бы впадает в оцепенение, перестает осознавать окружающую обстановку, не реагирует на сигналы, не организует действия подчиненных ему членов экипажа.
Возрастающая опасность последствий дезорганизации деятельности судоводителей в сложной обстановке выдвинула проблему определения психологической профессиональной пригодности кандидатов с помощью профессионального отбора. Под этим понимается выявление комплекса присущих человеку предрасположенностей и свойств к выполнению определенного вида труда.
Профессиональный психологический отбор может помочь самому человеку при выборе профессии, даст возможность оградить себя в дальнейшем от чрезмерных перегрузок нервной системы в экстремальной обстановке, а значит, и справляться со своими профессиональными обязанностями не за счет разрушения собственного здоровья.
Основополагающий документ по безопасной эксплуатации судна (а значит, и безопасного плавания) — Резолюция ИМО А.741(18), вводящая в действие МКУБ, прямо указывает, что главным условием выполнения требований настоящего документа является человеческий фактор. Только человек, будучи активным элементом эргатической системы, способен, используя свой опыт и профессиональное мастерство, парировать опасные отклонения в функционировании системы и постоянно обеспечивать безопасность плавания.
Руководящие документы, касающиеся безопасности плавания, выработаны на основании всего накопленного опыта мореплавания. В сжатом виде они могут быть выражены следующими словами: ответственность, аккуратность, контроль, дублирование, осторожность.
Судоводителя никогда не должно покидать чувство высочайшей ответственности за доверенное ему дело. Он должен постоянно помнить, что от его профессиональных действий зависят жизни людей, сохранность судна, груза и окружающей среды. Профессионализм же вырабатывается путем непрерывного совершенствования своих специальных знаний и практических навыков.
"Человеческий фактор" может оказывать и негативное влияние на исход рейса, когда человек из-за своих ограниченных возможностей недостаточно полно воспринимает и обрабатывает информацию, несвоевременно и неправильно выполняет задачи из-за недостатков в профессиональной подготовке, психологического состояния и наличия отвлекающих обстоятельств. Негативное влияние "человеческого фактора" возрастает, так как на человека факторы, повышающие вероятность его ошибки, воздействуют все интенсивнее. К числу этих факторов относятся: возросший объем морских перевозок, рост требований к скорости и экономичности перевозок, сокращение численности экипажей судов, усложнение судовой техники, специфика ходовой вахты (необходимость длительной работы в ночное время, чередование спокойных периодов с очень напряженными, качка и т.д.).