В двигателях внутреннего сгорания возвратно-поступательное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого вала посредством кривошипно-шатунного механизма.
- sx – текущее перемещение поршня (точка А обозначает ось поршневого пальца);
- j – угол поворота кривошипа, отсчитываемый от оси цилиндра в направлении вращения коленчатого вала по часовой стрелке;
- b – угол отклонения оси шатуна от оси цилиндра;
- w = pn/30=3,14·5000/30=523,3 рад/с – частота вращения (угловая скорость) коленчатого вала;
- R=160мм – радиус кривошипа;
- S = 2R=320мм – ход поршня;
- Lш=666,7мм – длина шатуна;
- lотн = R/Lш=0,24 – отношение радиуса кривошипа к длине шатуна;
- R+Lш=160+666,7=826,7 – расстояние от оси коленчатого вала до верхней мертвой точки (в.м.т.).
Рис. 2. Схема кривошипно-шатунного механизма двигателя
φ |
0 |
30 |
60 |
90 |
120 |
150 |
180 |
210 |
240 |
270 |
300 |
330 |
360 |
sx |
0 |
0,03 |
0,1 |
0,18 |
0,25 |
0,31 |
0,32 |
0,31 |
0,25 |
0,18 |
0,1 |
0,03 |
0 |