Судовладелец из Гамбурга (Германия) Клаус-Питер Оффен полагает, что выведение контейнерного флота из эксплуатации продолжится до 2011 г., а ставки фрахта значительно вырастут только в 2014 г. Согласно его подсчетам, к концу 2009 г. бездействовать будет флот суммарной вместимостью 2 млн TEU.
Сам Клаус-Питер Оффен планирует оставить без работы 10 контейнеровозов вместимостью 1,2-2,5 тыс. TEU каждый. "Выведения из эксплуатации необходимы, чтобы справиться с текущим кризисом", заявляет он, убеждая своих коллег, что, рынок страдает от массивного переизбытка тоннажа. "Глобальный финансовый спад - не единственная причина сложившейся ситуации. Кризис приводит к быстрому снижению спроса, но мы столкнулись бы с лишней вместимостью так или иначе . Мы были слишком оптимистичными, веря, что рост с двузначными цифрами будет продолжаться, и заказали слишком много судов", отмечает немецкий судовладелец.
В мире заказано около 750 контейнеровозов вместимостью более 3000 TEU каждый. Из них 150 ед. - спекулятивные заказы без чартерных контрактов.
Эксперт ожидает, что в ближайшие несколько лет только 10-15% судостроительных заказов будет отменено, и 1-2% флота будут списаны.
Судостроительная промышленность была еще более оптимистичной, чем судовладельцы, и значительно увеличила мощности. "Многие из этих дополнительных верфей исчезнут", полагает Клаус-Питер Оффен. Он приветствует возможные отсрочки поставок новых судов со стороны корейских верфей, но не ожидает, что это случится в значительном масштабе.
Глобальная контейнерная торговля падает такими темпами, что вообще тяжело что-либо прогнозировать на долгосрочный период.
Азиатские порты сообщают об огромном снижении экспортного контейнерооборота, розничная торговля в США и Европе остается в состоянии депрессии, в то время как последняя статистика Европейской Ассоциации линейных перевозчиков (European Liner Affairs Association - ELAA) показала крутое снижение в объемах перевозок контейнерных линий в конце 2008 г.
Китайский экспорт в феврале 2009 г. рухнул на 25,7% (до $64,9 млрд) по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Это наибольшее падение с 1993 г.
"Резкое сокращение экспорта означает, что рост в Китае может замедлиться, и это плохо для всех экономик региона", заявил представитель Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ в Гонконге М. Курабэ.
Данные о китайском экспорте были настолько шокирующими, что они остановили приток инвестиций в валюты ресурсодобывающих стран, включая Австралию, утверждает заместитель Mizuho Trust & Banking Corp. М. Сато. До опубликования статданных сохранялся оптимизм, что Китай выйдет из мировой рецессии быстрее, чем любая другая страна, но теперь в этом нет такой уверенности, добавил эксперт.
Совокупный контейнерооборот портов Китая в феврале 2009 г. составил 6,97 млн TEU, что на 17% ниже показателя февраля 2008 г. По сравнению с январем 2009 г. (8,99 млн TEU), спад составил 22,5%, по сравнению с декабрем 2008 г. - -12%.
В отчете Port Tracker, издаваемом Национальной федерацией розничной торговли США (National Retail Federation) и аналитическим агентством IHS Global Insight, утверждается, что контейнерооборот крупнейших портов США в 1 полугодии т.г. сократится на 11,8% - до 6,6 млн TEU.