Внешнеторговые перевозки разделяются по видам применяемых транспортно-технологических систем. Различают контейнерную, пакетную, паромную, лихтерную, трейлерную, ролкерную, с использованием судов смешанного («река – море») плавания и другие ТТС.
Контейнер – элемент транспортного оборудования унифицированных размеров, объемом более 1 м3.
Пакет – укрупненное грузовое место, сформированное из нескольких меньших, с использованием средств пакетирования (поддонов) или без таковых.
Паром – специальный тип судна, предназначенный для перевозки транспортных средств (автомобилей, вагонов).
Трейлер – грузовая площадка на колесном ходу, предназначенная для погрузки-выгрузки морских судов.
Лихтер – несамоходная плоскодонная баржа унифицированных размеров грузоподъемностью от 200 до 7000 т. Лихтеры, иногда именуемые плавучими контейнерами, перевозятся линейными судами – лихтеро-возами.
Ролкер – судно с горизонтальным способом погрузки-выгрузки, применяется для перевозки контейнеров и самоходной техники. Суда смешенного («река-море») плавания – суда с осадкой до 3,5 м, используемые для смешанных перевозок по рекам и морям с максимальной удаленностью от берегов не более 200 миль.
Когда говорят о транспортно-технологической системе, говорят о способах доставки груза. Самым прогрессивным считается контейнер.
Контейнерный способ доставки, контейнерный стандарт ISO. Унифицированная единица – контейнер с внешними размерами 20*8*8 (дл*шир*выс) английских футов (30,48 см). 20 футовый контейнер = 1 ДФЭ (TEU). Кроме 20 футовых эквивалентов есть и другие. В США есть контейнеры в два яруса, т.к. у них все локомотивы – тепловозы-дизели. Вообще, есть еще 40 футовые контейнеры, и сейчас входят в оборот 48 футовые контейнеры.
Преимущества и недостатки.
Преимущества:
1. Унификация размеров и вместимости.
2. Удобство переработки, хранения и перевозки. Контейнеры можно хранить в 6 ярусов, а на морском транспорте есть даже вид договора slot-charter, т.е. судовладельцы сдают в аренду так называемые вертикальные слоты под перевозку контейнера.
3. Сохранность перевозимого груза (как от атмосферных явлений, так и от хищений (ставят дверь в дверь))
4. Тарифы на 15% ниже, чем на перевозку того же товара, например, в таре
Недостатки:
Надо платить за его аренду. Если не заниматься специально контейнерными перевозками, то нет смысла покупать, т.к. высокие издержки. Аренда контейнера исчисляется в сутках за кругорейс, т.е. с учетом возврата этого контейнера. Для ДФЭ это порядка 3,5 $ в сутки. Кроме того, надо учитывать стоимость возврата порожнего контейнера (reposition). Ж/д берут половину стоимости за возврат.
Вообще, контейнеры появились в широком обороте только в 70-е годы 20 века.
Лихтерный способ доставки.
Это специфика морского транспорта. Чтобы снизить издержки, строятся большие суда, но они имеют большую осадку, что не позволяет им входить в порт. Лихтер – несамоходная плоскодонная баржа унифицированных размеров грузоподъемностью от 500 до 5 000 тыс. тонн. Иногда Лихтеры называют плавучими контейнерами.
Баржа (лихтер) грузится где-то на мелководье, после чего с помощью буксира эта баржа идет в морской порт по внутренним путям, там ее уже ждет лихтеровоз (судно, которое перевозит лихтеры), который ставит эту баржу у себя в ячейку, далее везет, куда нужно, сбрасывает на воду, а лихтер теперь уже снова идет по внутренним путям в необходимое место.