1. Поручение на отгрузку экспортного груза. Содержит сведения о грузе, отправителе и покупателе, наименование судна, портов отправления и назначения.
2 Грузовой список. Содержит подробное описание груза и предназначен для составления предварительного грузового плана.
3. Предварительный грузовой план. Служит для выбора рациональных технологических схем выполнения перегрузочных и коммерческих операций.
4. Листы приема-сдачи груза. Показывают количество и состояние погруженного на судно груза.
5. Штурманская расписка. Подтверждает принятие на судно партий груза и служит основанием для выдачи коносамента.
6. Коносамент. Основной транспортный документ.
7. Манифест. Содержит перечень коносаментов. Предоставляется таможенным органом, агентом и стивидорным компаниям в портах назначения.
8. Сертификат качества. Удостоверяет качество данной партии товара.
9. Сертификат о происхождении груза. Подтверждает, что груз изготовлен в стране, откуда он экспортируется.
10. Акт о загрузке судна. Документ регистрации замера осадок судна, результатов расчета количества погрузочного груза, расчета нормативного и учета фактического времени нахождения судна под грузовыми операциями в речном порту.
11. Исполнительный грузовой план. Отражает фактическое расположение грузов на судне.
12. Внутренний акт. Составляется в речном порту в случае обнаружения не сохранности груза при загрузке судна.
13. Акт общей формы. Составляется в речном порту в случае повреждения частей судна и его оборудования при погрузке средствами и рабочей силой отправителя, а также в случае повреждения судном береговых устройств грузовладельца.
Порт прихода
1. Генеральная декларация. Вручается таможенным органам по прибытию в иностранный порт. Содержит сведения о судне, грузе и судовых документах.
2. Морской протест. Служит для закрепления доказательств отсутствия вины капитана и экипажа в возможном причинении ущерба грузу или судну.
3. Предварительный акт сдачи груза в порту назначения.
4. Тальманская расписка порта назначения. Итоговые тальманские расписки, составляемые по окончании смены или работы на судне.
5. Складская расписка (таможенная расписка, таможенный сертификат).
6. Документ о не сохранности груза. Составляется по обычаям иностранного порта.
7. Акт разгрузки судна (акт замера осадок и расчета количества груза) в порту назначения.
8. Окончательный акт сдачи груза в порту назначения.
9. Акт учета стояночного и расчетного сталийного времени.
10. Акт грузового расследования не сохранности груза – документ с результатами расследования причин.
В проекте по выбору наиболее рационального варианта для перевозки внешнеторгового груза (аммофос) были выбраны два судна с различной грузоподъемностью (Сормовский и Волго – Балт). Были рассчитаны показатели экономической эффективности перевозки груза рейсом из Тольятти (Россия) в Стамбул (Турция). Сравнив экономические показатели двух данных судов видно, что более выгодным для судовладельца судном для сдачи в тайм-чартер будет Сормвский.
Базис поставки позволяет определить взаимные обязанности фрахтовщика и фрахтователя. Чартер и коносамент позволяют разрешить все спорные вопросы, которые могут возникнуть при внешнеторговой перевозке груза.