Определение значимости параметров качества изделия
Для этого осуществим попарное сравнение основных параметров системы посадки на базе псевдоспутника с такими же параметрами СП-90 (каждый с каждым), но не по величине, а по их значению, влиянию на качество, технический уровень, потребительские свойства изделия.
Для удобства каждый из оцениваемых параметров систем обозначим соответствующим индексом:
Х1 – погрешность навигационных параметров, Х2 – цена, Х3 – радиус действия, Х4 – число обслуживаемых воздушных судов (ВС).
Таблица 7 – Значение параметров сравниваемых систем.
Модель |
X1 |
X2 |
X3 |
X4 |
СП на базе ПС |
1м. |
1 140 тыс. руб. |
50 км. |
100 |
СП-90 |
8м. |
12 955,3 тыс.руб. |
45 км. |
30 |
Для определения значимости качества параметров используем матрицу смежности (таблица 8).
Сравнив попарно все элементы, подлежащие анализу, строим квадратную матрицу, где знаки “ > ”, “ < ”, “ = ” заменяем коэффициентами предпочтительности Aj (соответственно): 0,5; 1,0; 1,5.
Заполняя матрицу определим значения Вi , B’i
Bi – абсолютная значимость параметра
B’i – искомая , относительная значимость параметров.
Bi определяется построчным суммированием коэффициентов предпочтительности (Аj ).
Сумма Bi ( по столбцу ) должна быть равна n*n ( если n=4, то В=4·4=16 ), где n – количество анализируемых параметров. Значение B’i определяется по формуле : B’i=Bi / B
Сумма B’i : B’ = 1
Таблица 8 – Матрица смежности
Х1 |
Х2 |
Х3 |
Х4 |
Вi |
B’i | |
Х1 |
= 1.0 |
> 1.5 |
> 1.5 |
> 1.5 |
5.5 |
0.34 |
Х2 |
< 0.5 |
= 1.0 |
> 1.5 |
> 1.5 |
4.5 |
0.28 |
Х3 |
< 0.5 |
< 0.5 |
= 1.0 |
> 1.5 |
3.5 |
0.22 |
Х4 |
< 0.5 |
< 0.5 |
< 0.5 |
< 0.5 |
2.5 |
0.16 |
B |
16.0 |
1.00 |
Для дальнейшего анализа и определение наиболее конкурентоспособной модели необходимо осуществить бальную оценку каждого параметра для каждой системы (количество баллов 1 –5).
А – система посадки на базе псевдоспутника
В – система посадки СП-90
Таблица 9 – Бальная оценка значимости параметров
B’i Модель |
0.34 X1 |
0,28 X2 |
0,22 X3 |
0,16 X4 |
A |
4 |
5 |
5 |
5 |
B |
2 |
2 |
3 |
3 |