Для контроля за работой отдельных систем каждый дизель снабжается контрольно-измерительными приборами.
Подробное описание приборов и руководство по их обслуживанию изложены в специальных инструкциях заводов-изготовителей.
Электротахометр и его привод
Для контроля числа оборотов дизеля установлен комплект электрического тахометра типа К-16, состоящий из датчика постоянного тока типа МЭТ-8/30 и щитовых измерителей тахометра постоянного тока типа М-180.
Рис. 6. Привод датчика электротахометра:
1. 8, 21 — шестерни; 2, 5, 22— крышки; 3, 7, 18, 20 — подшипники; 4, 6, 19 — втулки; 9, 13, 15— валы; 10 — корпус; //— стакан; 12 — сальник; 14, 16— полумуфты; 17 — сухарь
Датчик типа МЭТ-8/30 представляет собой водозащищенную электрическую машину постоянного тока, поле возбуждения которой создается постоянным магнитом.
Измеритель тахометра типа М-180 имеет магни-то-электрическую систему измерительного механизма и служит для измерения числа оборотов коленчатого вала дизеля. Измерители выполнены в герметичном корпусе и имеют шкалу 600—0—600 оборотов в минуту.
Измеритель тахометра типа М-180 выполнен для выступающего монтажа и устанавливается на переднем щите дизеля.
Привод датчика постоянного тока типа МЭТ-8/30 осуществляется от промежуточной шестерни дизеля через шестерню 8 (рис 6), которая сидит на валу 9 на шпонке. На другом конце вала 9 насажена коническая шестерня /, которая входит в зацепление с конической шестерней 21, установленной на валу 13.
Вал 9 вращается в подшипниках 3, 7. Подшипники запрессованы во втулке 4 и от осевого перемещения фиксируются крышкой 2 и втулкой 6.
Вал 13 вращается в подшипниках 18 и 20. Подшипники запрессованы в стакан 11, который устанавливается в корпус 10. От осевого перемещения подшипники 18 и 20 стопорятся крышкой 22 и втул-
кой 19. Вал 15 датчика электротахометра связывается с валом 13 через полумуфты 14, 16 и сухарь 17.
Электротахометр и его привод смонтированы на крышке 5, которая крепится к кожуху закрытия шестерен привода распределительного вала.
Для предотвращения подтекания масла из корпуса привода в стакане 11 на валу 13 установлен самоподжимной сальник 12.
Щит приборов
Щит предназначен для размещения на нем приборов контроля за работой дизеля. Монтируется щит приборов на переднем щите дизеля на амортизаторах АКСС-10М. На этих же амортизаторах монтируется и термоэлектрический дизельный комплект типа ТКД-018.
На щите приборов размещаются технические корабельные манометры типа МТК-100Б и термометры дистанционные типа ТПП2-В.
Манометры предназначены для замера давления:
масла, поступающего в дизель; масла до фильтра грубой очистки нагнетательной системы; топлива после фильтра;
воды циркуляционной; воздуха наддувочного (только для 6ЧН25/34).
Термометры предназначены для замера температуры воды и масла из дизеля.
Термоэлектрический дизельный комплект типа ТКД-018 представляет собой пирометр для измерения температуры выпускных газов. Предел измерения от 0 до 900°С.
В термоэлектрический дизельный комплект входят термопары типа ТХА-410, милливольтметр типа МКД-018 со шкалой 0° — 900°С с переключателем, компенсационные провода с уравнительными катушками.
Шесть термопар для дизеля установлены на патрубках выпускного коллектора, и одна термопара замеряет среднюю температуру выпускных газов всех цилиндров (устанавливается на выпускном трубопроводе, присоединенном к коллектору) .