Рис. 6. Соотношения между ηDW , DW и υs для танкеров
Очевидно также, что величина ηDW, характерная для судов различных типов и назначений, зависит в первую очередь от относительной массы корпуса судна рк, а также от его удельной мощности N/D (энерговооруженности) и удельной массы механизмов рм. Так, по этим причинам у рефрижераторных и пассажирских судов ηDW значительно меньше, чем у универсальных сухогрузных судов, а у газовозов и химовозов, – меньше, чем у танкеров.
Все сказанное выше о коэффициенте утилизации водоизмещения по дедвейту полностью применимо и к коэффициенту утилизации водоизмещения по чистой грузоподъемности. Однако последний зависит еще от дальности плавания и удельного расхода топлива. При равных значениях ηDW величина ηг окажется более высокой у судна с меньшими запасами топлива (с меньшей дальностью плавания) и более экономичной энергетической установкой.
Определение водоизмещения проектируемого судна с помощью коэффициентов утилизации ηDW и ηг – способ наиболее простой и быстрый, но в то же время и наименее точный, причем вероятная погрешность результата будет тем больше, чем ниже значение коэффициента утилизации. Во избежание грубых ошибок в расчетах не рекомендуется использовать этот способ определения водоизмещения применительно к судам с очень низкими значениями ηDW и ηг – пассажирским, промысловым, буксирным и т.п.