Назначение судна |
Разделы нагрузки, (% от D) | |||||||
10 |
11 |
12 |
14 |
16 |
прочие разделы |
15 (ηг) |
ηDW | |
Пассажирское |
≈ 2 |
≈ 2,5 |
≈ 1,0 |
≈ 10 |
≈ 0,6 |
≈ 25 |
≈ 33 | |
Универсальное сухогрузное |
≈ 2,5 |
0,3 – 1,8 |
0,2 – 1,0 |
0,1 – 2,8 |
2,6 – 13,0 |
0,02 – 0,3 |
45 – 61 |
50 – 73 |
Лесовоз |
- |
0,9 – 1,4 |
0,7 – 0,9 |
0,2 – 0,8 |
6,0 – 8,0 |
0,05 – 0,15 |
57 – 60 |
65 – 68 |
Контейнеровоз |
до 15 |
≈ 0,5 |
≈ 0,9 |
≈ 0,2 |
≈ 6,5 |
≈ 0,2 |
≈ 55 |
≈ 62 |
Навалочное |
до 15 |
0,4 – 1,2 |
0,2 – 0,3 |
0,1 – 0,8 |
7,0 – 10,0 |
0,02 – 0,11 |
60 – 70 |
67 – 79 |
Нефтеналивное |
до 15 |
0,3 - 1,0 |
0,4 – 0,7 |
0,1 – 0,8 |
4,0 – 9,0 |
0,02 – 0,10 |
55 – 80 |
60 – 84 |
Промысловое |
- |
1,7 – 2,9 |
0,6 – 1,3 |
2,9 – 5,8 |
6,0 – 16,5 |
0,21 – 4,21 |
10 – 29 |
20 – 47 |
Буксир |
- |
1,6 – 4,0 |
0,9 – 1,2 |
1,3 – 4,0 |
9,0 – 26,5 |
0,81 – 2,71 |
0,00 |
11 – 30 |
Сумма разделов с 01 по 13 составляют водоизмещение порожнем (Dпор), сумма разделов с 14 по 18 – дедвейт (DW). Водоизмещение порожнем и дедвейт составляют полное водоизмещение (D). 19 раздел учитывается только для тех судов, которые не подпадают под соглашение о грузовой марке и для которых не регламентируется минимальная высота надводного борта.
Стандартный подход к делению нагрузки неудобен в проектных расчетах, поскольку удельное значение разделов отличается довольно сильно. Например, 01 раздел занимает 12 – 54 % от D, разделы 02, 03, 05 – от 1 до 10 %, а разделы 07, 09, 13 – десятые и сотые доли процентов. Для предварительных расчетов применяется проектная разбивка масс по разделам, отличающаяся меньшим количеством составляющих.
При подобном подходе нагрузка делится на 8 разделов:
Корпус Рк = Р01+Р10.
Оборудование, Ро = Р02+Р03+Р05+Р07+Р09+Р13.
Балласт Рб = Р12+Р17+Р18.
Механизмы, Рм = Р04.
Топливо, Рт = Р16.
Запас водоизмещения, Рзв = Р11.
Экипаж, Рэ = Р14.
Груз Рг = Р15.