В декабре 1903 года произошла настоящая техническая революция: братья Уилберт и Орвилл Райт совершили первый управляемый полет на самолете.
С этого момента начинает свой отсчет история авиации в современном понимании этого слова. В последующий период (1904 - 1914 гг.), не происходит каких-либо переворотов в этой сфере.
Однако, это было время спокойного поступательного развития самолетостроения, когда исподволь и незаметно происходил целый ряд качественно новых процессов:
ü Совершенствовалась конструкция аэроплана;
ü Происходило "разделение труда" конструктора и пилота;
ü Авиастроение встало на промышленную основу, и в этой области начали создаваться крупные фирмы.
В грозном небе Первой мировой.
1914-1918 гг. в странах Антанты (Франция, Англия, Россия) и Германии. В этот период намечается разделение военных самолетов по предназначению (одномоторные - самолеты-разведчики, истребители, штурмовики; и многомоторные (главным образом, тяжелые бомбардировщики)).
Это непосредственно сказывается на особенностях их конструкции, грузоподъемности, оснащенности двигателями. 1914-1918 года стали временем не только рождения, но и становления морской авиации (торпедоносцы, палубные самолеты и т.п.).
3. Между двумя мировыми войнами.
За пять военных лет самолетостроение из занятия одиночек-энтузиастов стало делом государственной важности и выгодным бизнесом. Война стала стимулом для стремительного научно-технического прогресса, в том числе и в авиационной сфере.
¾ В этот период самолеты стали активно использоваться в исследовательских целях. Речь идет об изучении Арктики, региона, где еще были возможны географические открытия. Роль авиации в этой экстремальной зоне была поистине неоценима.
¾ «Бум» на авиационные рекорды. Побивая рекорд дальности, скорости или высоты полета, авиаторы действовали не только из спортивного интереса, но и отстаивали право своей страны считаться «великой мировой державой».
¾ 20-е годы прошлого столетия можно считать временем рождения массового пассажирского самолетостроения.
4. Вторая мировая война.
На начало лета 1941 года в распоряжении Красной Армии были самолеты нового поколения. Речь идет об истребителях «МиГ-3», «Як-1» и «ЛаГГ-3», бомбардировщиках «Пе-2» и «Як-4», штурмовике «Ил-2». Однако, авиачасти Красной Армии находились в стадии перевооружения, и вражеское нападение застало их в самый неблагоприятный момент.
1. А. Е. Арбузов – великий русский химик
Арбузов Александр Ерминингельдович (1877-1968), химик-органик, основатель Казанской химической школы фосфороргаников, академик АН СССР.
Родился 12 сентября 1877 г. в селе Арбузов-Баран Спасского уезда Казанской губернии (ныне Алексеевского района Республики Татарстан). Его отец Ерминингельд Владимирович Арбузов был мелкопоместным дворянином, а мать Надежда Александровна – сельской учительницей. В 1896 г. Александр Арбузов окончил первую казанскую гимназию, которая сыграла большую роль в его образовании. В 1896 г. он поступил на физико-математический факультет Казанского университета.
После окончания университета в 1900 г. Арбузов стал работать в Ново-Александрийском институте сельского хозяйства и лесоводства ныне г. Пулавы в Польше. Там он приступил к теоретическим и экспериментальным исследованиям в области органической химии.
В 1911 г. физико-химический факультет и Совет Казанского университета избрали А.Е. Арбузова исполняющим обязанности экстраординарного профессора кафедры химии. Он вернулся в Казань и стал преподавать химию на физико-математическом и медицинском факультетах университета.