В условиях небольших авторемонтных мастерских гидравлическое испытание водяной рубашки блока может быть произведено с помощью приспособления (рис. 2.2.13).
Рис. 2.2.11 - Стенд для испытания водяной полости блока на герметичность: 1— электродвигатель поворотного барабана; 2 — основание стенда; 3 — редуктор; 4 — поворотный барабан; 5 — оправки для перекрытия отверстий в блоке; 6 — рабочие цилиндры; 7 — манометр; 8 — оправка для перекрытия цилиндровых отверстий в блоке: 9 — гидравлическая установка; 10 — насос; 11— электродвигатель насоса
Рис. 2.2.12 Гидравлическая схема стенда для испытания блока на герметичность: 1,3 — гидроцилиндры; 2 — оправки; 4 — кран привода оправок; 5 – кран подачи масла к поршням; 6 - кран управления штоками гидроцилиндров
Для опрессовки блока необходимо установить в цилиндровые гнезда двенадцать оправок 1, уплотнить выточки, завернув гайки 3 и болты 4. Соединить патрубок блока с водопроводом и насосом, Закрыть заглушками все остальные отверстия водяной системы блока, открыть краны и 10 и клапан 2, закрыть кран 5, заполнить полость блока водой. При появлении воды через отверстие клапана 2 закрыть его.
Рис. 2.2.13 Приспособление для испытания водяной полости блока цилиндров на герметичность: 1 – оправки; 2 – клапан; 3 – гайка оправки; 4 – болты; 5, 6, 9, 10 – краны; 7 – манометр; 5 – насос ГН-60 с ручным приводом
Испытание каналов системы смазки блока цилиндров на герметичность производят на специальной установке. При испытании уплотнение всех масляных отверстий в блоке производится специальными уплотнителями с пневматическим приводом. Насосом производят закачку жидкости в блок под давлением 12 кгс/см2 и выдерживают при этом давлении не менее 2 мин. Течь через стенки каналов системы смазки не допускается. Для испытания применяют раствор, в котором на 1 л воды содержится: 10—15 г кальцинированной соды, 2—3 г нитрита натрия, 0,1—0,3 г эмульгатора ОП-7.
Контроль размера 449,7 мм и параллельность плоскостей под головки цилиндров к оси расточек коренных подшипников коленчатого вала осуществляется специальным приспособлением (рис.2.2.14). Скалку 1 с наружным диаметром 62±0,025 мм устанавливают в крайние гнезда роликоподшипников на специальных втулках, наружный диаметр которых равен 260 -0.053 Прибор базовым фланцем устанавливается на привалочную плоскость блока, измерительный шток прибора входит в контакт с поверхностью скалки. Настройка индикатора производится контрольной скобой 3, имеющей размер 6 +_0,005 мм. Разность показаний индикатора при установке прибора в два крайние отверстия под гильзы одного ряда цилиндров покажет величину непараллельности привалочной поверхности к оси расточек коренных опор.
Рис.2.2.14 Приспособление для контроля: 1 - скалка; 2 — прибор для контроля; 3 – контрольная скоба
Контроль глубины выточки (номинальный размер 12 ±0,035 мм) производят приспособлением (рис.2.2.15, а). Приспособление устанавливают на площадку кольцевой выточки. Плоскостность торца кольцевой выточки проверяют приспособлением (рис.2.2.15, б). Замер производят перемещением каретки 7 с помощью винта 9 и пружины 8. Неплоскостность выточки на ширине 2,5 мм по радиусу допускается не более 0,01 мм.
Стуки двигателя прослушивают при помощи стержневого (рис. 2.2.16, а) или трубчатого (рис. 2.2.16, б) стетоскопов, прикасаясь концом стержня 2 или 4 к зонам прослушивания на двигателе.