Система отбора (рис. 11) предназначена для предварительного понижения давления и температуры воздуха, отбираемого от двигателей, подачи его в гермокабину для её наддува, обогрева и вентиляции, коммутации (объединении) магистралей и изменения направления движения воздуха в системе при запуске двигателей от ВСУ [10].
Состоит из трёх отдельных подсистем, связанных каждая со своим двигателем. Подсистемы 1 и 3 двигателей идентичны и подают воздух соответственно к левому и правому кранам наддува. Подсистема 2 двигателя имеет дополнительные магистрали, которые обеспечивают отбор воздуха от ВСУ на запуск или кондиционирование и отбор от УВЗ на запуск.
Отбор воздуха осуществляется от XI ступеней компрессоров трёх двигателей. Агрегаты всех трёх подсистем располагаются в пилонах, в хвостовой части фюзеляжа и в 5-ом техотсеке (рис. 12). В составе каждой подсистемы отбора установлены следующие агрегаты (последовательно, за штуцером отбора воздуха):
1. Кран отбора воздуха (исполнительный механизм) 5377Т (рис. 13). Краны управляются переключателями “краны отбора воздуха. Двигатели №1, 2, 3” на панели бортинженера на щитке СКВ. В исходном положении краны закрыты и при подаче электропитания на борт и включенных АЗС загораются 3 жёлтых светосигнализатора “отбор вык.”. При этом открываются регулирующие заслонки 1919Т в подсистемах 1 и 3 двигателей, предотвращающие повышение давления в трубопроводах из-за негерметичности кранов отбора.
Рис. 11. Схема комплексной системы кондиционирования воздуха самолёта Ту-154М
Рис. 12. Фрагмент КСКВ в 5-ом техотсеке
Рис. 13. Кран отбора воздуха 5377Т
2. Регулятор избыточного давления РИД 5606Т-1. Предназначен для понижения давления воздуха до 5,5…6,5 кгс/см2. По бюллетеню перерегулирован до p = 3,2…3,6 кгс/см2.
3. Малогабаритный сигнализатор давления МСТ-10А. Электрическое питание на МСТ-10А подаётся при включении отбора воздуха от двигателей. В случае заброса давления в магистрали отбора до p > 10 ± 0,3 кгс/см2 по команде сигнализатора МСТ-10А электрический сигнал с задержкой 100 секунд поступает на:
- включение красного светосигнализатора “отказ отбора”, соответствующей магистрали отбора, на щитке СКВ. Красный светосигнализатор “отказ отбора” можно отключить установкой переключателя “краны отбора воздуха” в положение “закрыты”;
- автоматическое закрытие, соответствующего крана отбора 5377Т. После закрытия крана, загорается жёлтый светосигнализатор “ОТБОР ВЫК.”;
- полное открытие заслонки 5419Т отбора продувочного воздуха;
- включение (без задержки в 100 секунд) зелёного светосигнализатора “отказ отбора воздуха по давлению” соответствующей магистрали отбора, на щитке наземных проверок СКВ в 5-ом техотсеке. Включение светосигнализатора блокируется и продолжает гореть до конца полёта. Снятие блокировки осуществляется кнопкой “сброс сигнала”, расположенной там же.
4. Обратный клапан 3203Т. Установлен в подсистемах 1 и 3 двигателей. Предотвращает утечки воздуха через кран отбора воздуха 5377Т (в компрессор) при запуске двигателя.
5. Воздухо-воздушный теплообменник ВВТ 5307АТ. Предназначен для охлаждения воздуха, отбираемого от первого контура двигателя. ВВТ двигателей №1 и №3 установлены в пилонах. Продувка ВВТ осуществляется воздухом, отбираемым от второго контура двигателя. Отработанный продувочный воздух сбрасывается в атмосферу через каналы для сброса воздуха, расположенные для ВВТ двигателя №1 в пилоне двигателя №1 и для ВВТ двигателей №2 и №3 совмещённый в пилоне двигателя №3.