На поезд действуют силы: касательная сила тяги Fк, сила сопротивления движению поезда Wк и тормозная сила Bт. Или в удельных единицах к весу поезда:
, Н/кН (3.1)
, Н/кН (3.2)
, Н/кН (3.3)
где m – масса поезда, m=mсостава+mлокомотива, т.
Режимы движения поезда (в удельных силах к весу поезда):
1. Режим тяги: fу(з)=fк-wк;
2. Режим выбега: fу(з)=-wк;
3. Режим торможения: fу(з)=-(bт+wк).
Силы сопротивления движению поезда бывают основные и дополнительные. Основные возникают при движении поезда на прямом горизонтальном участке пути при нормальных условиях. К дополнительным относят сопротивления на подъемах уклонах, сопротивления от кривых, ветра, температуры. Основные удельные сопротивления рассчитываются по эмпирическим формулам [1]:
Для четырехосных вагонов на роликовых подшипниках для звеньевого пути:
, Н/кН (3.4)
где mв0 – средняя масса вагона, приходящаяся на ось колесной пары, т;
V – скорость движения, км/ч.
Для шестиосных вагонов на роликовых подшипниках для звеньевого пути:
, Н/кН (3.5)
Для восьмиосных вагонов на роликовых подшипниках для звеньевого пути:
, Н/кН (3.5)
Основное удельное сопротивление движению локомотива для звеньевого пути в режиме тяги:
, Н/кН (3.6)
Основное удельное сопротивление движению локомотива для звеньевого пути в режиме выбега:
, Н/кН (3.7)
Основное удельное сопротивление состава определяется по формуле:
, Н/кН (3.8)
Основное удельное сопротивление движению поезда в режиме тяги:
, Н/кН (3.9)
где mл и mс – массы локомотива и состава соответственно, т.
Основное удельное сопротивление движению поезда в режиме выбега:
, Н/кН (3.10)
Удельная тормозная сила поезда:
, Н/кН ( 3.11)
где - расчетный коэффициент трения:
(3.12)
- расчетный тормозной коэффициент, =0,33
Во время экстренного торможения на поезд действует сила , а при служебном торможении - , Н/кН.
По данным таблицы 3.1 строим графики зависимостей: , и (рис.3.1, 3.2)
Ускоряющие и замедляющие силы, действующие на поезд в режимах тяги, выбега, служебного и экстренного торможений в зависимости от скорости движения.