На эффективность эксплуатации строительно-дорожных машин в основном влияет качество организации и решения следующих задач:
· Оптимизация режимов работы машин в зависимости от особенностей объектов и условий работы;
· Оптимальное комплектование машин в механизированные отряды с учетом конкретных условий и особенностей выполняемых работ;
· Обеспечение топливосмазочными и эксплуатационными материалами и рациональное их использование;
· Выбор способа перебазирования машин с объекта на объект, обеспечивающего минимальные затраты и потери времени;
· Сбережение, хранение машин в периоды, когда они не используются по назначению.
Данные задачи являются управляемыми и, их приходиться решать на разных условиях управления эксплуатации машин.
Дорожно-строительные работы относятся к линейным, которые характеризуются распределением объемов земельных работ вдоль строящейся дороги. Это способствует успешному применению поточного метода организации строительства. Для выполнения линейных работ комплектуются специализированные отряды дорожных машин для строительства элементов дорог.
Правильная организация производства работ характеризуется применением передовых методов труда, обеспечением полной занятости машин в течении смены, их своевременное и качественное техническое обслуживание позволяет снизить затраты труда и повысить темпы строительства.
Определение оптимального и качественного состава СОДМ.
При возведении земляного полотна определяет его поперечное сечение. При этом необходимо задаться заложением откосов.
Отношение b=H/L называется заложением откоса. Для связных грунтов-супесей и суглинков b принимают 1/2.
b=H/L=1/2=0,5
По принятому значению b и заданной средней высоте H насыпи определим длину откоса насыпи L по формуле:
L=H/b=2,0/0,5=4,0 м.
Тогда ширина насыпи по основанию будет равна:
где A – ширина земляного полотна поверху.
Определяем площадь поперечного сечения земляного полотна:
S=*Н=*2,0=38 м2
По вычисленной площади поперечного сечения элемента дороги и ее длине определяем объем работ V в плотном теле в метрах кубических по формуле:
м3
где Lд – длина строящейся дороги в метрах.
Сооружение земляного полотна необходимо провести в сроки с 12 апреля по 25 октября 2004 года. Количество рабочих дней путем отбрасывания выходных и праздничных будет равно 140 дней.
Зная объем работ и установленное количество рабочих дней, задаемся количеством рабочих дней в сутки и определяем необходимую сменную производительность СОДМ:
где Тр – количество рабочих дней;
n – количество смен в сутки.
Выбираем два отряда, которые будут работать в две смены, по 8 часов в сутки и сменная производительность каждого будет составлять 2035,71 м3/см.
Оптимальный вариант СОДМ для выполнения заданного вида работ при строительстве автомобильных дорог определяется путем сравнения различных вариантов взаимосвязанных отрядов дорожных машин.
При возведении насыпи из боковых двух сторонних резервов средняя дальность транспортирования грунта lср определяется по формуле:
где - ширина резерва по низу, м;
hр – средняя глубина резерва, принимается 0,8м;
Ширина растительного слоя будет равна:
Длина создаваемая земляного полотна в смену будет равна:
В курсовой работе достаточно сравнить два варианта СОДМ с различными ведущими машинами.
Рисунок – 1. Поперечное сечение земляного полотна:
А – ширина земляного по верху; В – ширина по основанию; Н – средняя высота насыпи;
1 Отряд
Срезка растительного слоя
Выбираем бульдозер типа ДЗ-28 (Т-130).
Нормативная производительность ведущей машины будет равна:
где Vн , tн – соответственно, нормативные объем грунта в м3 и время в часах по ЕНир;
tсм – продолжительность смены в часах.
Количество ведущих машин Nвед для выполнения линейных земляных работ определяется по формуле: