Размещение органов управления
Страница 2

Инфо » Эргономика автомобиля » Размещение органов управления

1 - зона для размещения очень часто используемых и наиболее важных органов управления (оптимальная зона моторного поля);

2 - зона для размещения часто используемых органов управления (зона легкой досягаемости моторного поля);

3 - зона для размещения редко используемых органов управления (зона досягаемости моторного поля)

Органы управления и их функции должны быть сконструированы, выбраны и расположены так, чтобы они соответствовали физиологическим особенностям человека (особенно его возможностям движения) и частям его тела (рукам, пальцам, ногам или другим частям тела), которые участвуют в управляющих воздействиях. При этом следует учитывать скорость и точность усилий, а также требования к их приложению. Правильная конструкция органов управления ведет к уменьшению ошибок человека ( ЕН 894-3).

Конструкция органов управления должна учитывать:

1)требуемую точность и скорость движений при осуществлении управления, а также частоту использования органа управления;

2)допустимые динамические и статические нагрузки на двигательный аппарат человека;

3)антропометрические характеристики двигательного аппарата человека;

4)необходимость быстрого распознавания органов управления, формирования и закрепления навыков по управлению.

При конструировании органов управления и их размещении в моторном поле рабочего места должны быть учтены следующие физиологические особенности двигательного аппарата человека:

1) скорость движения рук больше при движении в направлении "к себе", меньше - при движении "от себя";

2) скорость движения правой руки больше при движении слева-направо, левой руки - справа-налево;

3) линейная скорость вращательных движений рук больше скорости поступательных движений;

4) скорость плавных криволинейных движений рук больше скорости прямолинейных движений рук с резким изменением направления;

5) точность движений рук больше при работе в положении сидя, меньше - при работе в положении стоя;

6) точность движений рук больше при небольших (до 10 Н) нагрузках;

7) точность движений, совершаемых пальцами рук, больше точности движений кистью;

8) наибольшая точность движений, совершаемых пальцами рук, достигается в горизонтальной плоскости при положении рук, согнутых в локтевом суставе на 50-60° и в плечевом суставе на 30-40°;

9) максимальное усилие, развиваемое правой (рабочей) рукой, на 10-15% больше максимального усилия, развиваемого левой рукой;

10) усилия давления и тяги, развиваемые руками при движении их перед корпусом, больше, чем при движении рук в стороны;

11) максимальное усилие, развиваемое стопой ноги в положении сидя, достигается, если угол между голенью и бедром составляет 95-120°;

12) максимальное усилие при движении ноги достигается в положении сидя при наличии упора для спины;

13) скорость и частота движений, совершаемых стопой ноги, больше в положении сидя, чем в положении стоя.

Усилия, необходимые для осуществления управляющих действий, должны устанавливаться с учетом способа перемещения органа управления (пальцами, кистью с предплечьем, всей рукой, стопой и т.д.), частоты использования и в некоторых случаях с учетом продолжительности непрерывного воздействия на органы управления, скорости выполнения управляющего действия и положения человека в процессе управления.

Места возможных контактов органов управления с руками и ногами работающего должны быть выполнены из нетоксичных, а в необходимых случаях и из нетеплопроводных и электроизоляционных материалов.

Форма и размеры приводных элементов органов управления должны обеспечивать надежный захват их руками и предотвращать соскальзывание ног.

Для обозначения функционального назначения органов управления следует применять надписи и (или) символы, которые должны быть расположены на элементах конструкции рабочего места в непосредственной близости от органов управления или на их приводных элементах.

Органы управления должны кодироваться формой, цветом, размером или другими видами алфавита кода или их комбинациями.

Ножные органы управления должны применяться при необходимости разгрузки рук для осуществления управляющих действий, требующих небольшой точности. Допустимые усилия нажатия на педали приведены в приложении 4.

Размеры, форму, значение перемещения педали определяют с учетом особенностей производственного оборудования конкретного вида (типа), при этом при управлении стопой перемещение педали должно быть не более 80 мм и ширина опорной поверхности - не менее 60 мм.

Страницы: 1 2 

Система планово-предупредительного ремонта электровозов
электровоз ремонт локомотив маневр Для поддержания электровозов в работоспособном состоянии и обеспечения надежной и безопасной их эксплуатации существует система технического обслуживания и ремонта электроподвижного состава. Она введена приказом МПС Росси от 30 декабря 1999г. № ЦТ-725 и положением ...

Воздухо-водовоздушные испарительные теплообменники
В целях повышения эффективности охлаждения горячего воздуха в испарительных теплообменниках и уменьшения выходной температуры в ряде систем применяется охлаждение за счёт увлажнения продувочного воздуха посредством впрыска в него воды. Испарение воды в потоке воздуха приводит к существенному снижен ...

Разработка технологического процесса разборки заднего моста автомобиля ВАЗ – 2107
· ключом на «12» отворачиваю два направляющих штифта 1 (рис. 3.1); · вставляю направляющие штифты в технологические отверстия; · заворачивая штифты сдвигаю барабан 3 с посадочного пояска фланца полуоси 4; · снимаю барабан. Рисунок 3.1 – Тормозной барабан: 1 – технологические отверстия; 2 – направля ...