Положительная динамика фондорентабельности при прочих равных условиях определяется и таким фактором, как рост прибыли. Увеличение прибыли является одной из основных целей финансового менеджмента, который для обеспечения её роста должен постоянно проводить мониторинг рынка нерудных строительных материалов (их переработка является основной деятельностью порта), для того чтобы в случае изменения его конъюнктуры, быстро и своевременно принимать меры, а при необходимости и кардинально менять вектор деятельности.
Важным направлением повышения эффективности использования основных производственных фондов в ОАО «Северный порт» является улучшение использования действующих основных производственных фондов, в частности недопущение простоев складов-ангаров в межнавигационный период, а при необходимости сдавать их в аренду. Только так в условиях непростой экономической ситуации можно оставаться конкурентоспособным и прибыльным предприятием.
Повышение эффективности использования основных производственных фондов зависит в значительной степени и от квалификации кадров, их творческого и добросовестного отношения к труду. Огромное значение в улучшении использования основных производственных фондов имеет и материальное стимулирование работников.
Надо отметить, что в целом экономические показатели деятельности порта имеют довольно стабильную динамику с незначительным ростом. Стабильность предприятия является неоспоримым доказательством того, что оно уверенно работает на рынке и занимает одну из ведущих позиций в отрасли. Те трудности, которые испытывает ОАО «Северный порт» в части обновления основных производственных фондов являются характерными и для всей отрасли. И решения надо искать не только в собственных резервах, но возможно, и в государственной поддержке, причём даже не столько в финансовой, сколько в приоритетности госзаказов, предоставлении налоговых и других льгот, поскольку Северный порт является стратегически важным объектом, как с экономической точки зрения, так и с точки зрения гражданской обороны.
Надеяться на поддержку государства можно не без основания. Так в рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 гг.)» разработаны мероприятия по развитию внутреннего водного транспорта. Ставится задача создания современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике. С целью повышения конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны.