Материально-вещественной основой хозяйственной деятельности предприятий водного транспорта являются производственные фонды, которые в зависимости от роли в производственном процессе и способа перенесения стоимости на производимую продукцию или услугу подразделяются на основные и оборотные.
Основные производственные фонды - это часть производственных фондов, которая участвует в процессе производства длительное время, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость (в отличие от оборотных фондов, стоимость которых переносится на продукт труда целиком и сразу), переносится на изготовленный продукт постепенно, по частям, по мере износа. Имея ясное представление о каждом элементе основных производственных фондов в производственном процессе, об их физическом и моральном износе, о факторах, которые влияют на использование основных производственных фондов, можно выявить методы, при помощи которых повышается эффективность использования основных производственных фондов предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и, рост производительности труда.
Основные производственные фонды - важнейшая и преобладающая часть всех фондов предприятия. Они являются основой его деятельности, определяют производственную мощность, характеризуют его техническую оснащенность, непосредственно связаны с производительностью труда, механизацией и автоматизацией производства, себестоимостью продукции, прибылью и уровнем рентабельности.
По своему составу в зависимости от целевого назначения и выполняемых функций основные производственные фонды подразделяются на следующие группы:
Ø здания (производственные, непроизводственные, жилые);
Ø сооружения (гидротехнические сооружения, подъездные пути, подкрановые пути, площадки, ограждения и прочие);
Ø передаточные устройства (трубопроводы, линии электропередач, связи и кабельные линии);
Ø машины и оборудование (силовые машины и оборудование, рабочие машины и оборудование, измерительное и лабораторное оборудование, погрузо-разгрузочные машины и прочие);
Ø транспортные средства (морской и речной флот, автомобильный транспорт, воздушный транспорт, производственный транспорт, магистральные трубопроводы);
Ø инструмент (механический, пневматический, электрифицированный);
Ø производственный и хозяйственный инвентарь (мебель, сейфы, электроарматура, электроприборы);
Ø прочие основные производственные фонды.
Используя имеющиеся данные, рассмотрим состав и структуру основных производственных фондов Северного порта, а так же динамику их состава и структуры за 2006 – 2007 годы через анализ таблицы 2.1.1, а так же рисунков 2.1.1 и 2.1.2.
Состав и структура основных производственных фондов ОАО «Северный порт» в 2006 – 2007 гг.
Таблица 2.1.1
Группы основных производственных фондов |
2006 год |
2007 год |
Изменение (+, -) | ||||
Стои- мость, тыс.руб. |
Удель-ный вес, % |
Стои- мость, тыс.руб. |
Удель-ный вес, % |
Стоимости |
Удельно-го веса, % | ||
в тыс. руб. |
в % | ||||||
Здания |
18032 |
9,20 |
18032 |
8,85 |
0 |
0 |
- 0,35 |
Сооружения и передаточные устройства |
51323 |
26,19 |
51323 |
25,18 |
0 |
0 |
- 1,01 |
Машины и оборудование |
91382 |
46,64 |
97448 |
47,81 |
6066 |
+ 6,6 |
1,17 |
Транспортные средства |
35215 |
17,97 |
37004 |
18,16 |
1789 |
+ 5,1 |
0,19 |
Итого основных производственных фондов |
195952 |
100 |
203807 |
100 |
7855 |
+ 4,0 |
- |