Глобализация экономики, увеличение объема логистических операций и рост себестоимости логистики как таковой требует кардинального пересмотра существующей системы безопасности при организации управления цепями поставок (SCM - Supply Chain Management).
Термин SCM широко используется на Западе уже более 15 лет, но в обиход россиян вошел сравнительно недавно.
Цепь поставок, включающая поставщиков, дистрибуторов, транспортные компании, производителей, оптовых и розничных продавцов, достаточна уязвима. Сбой, произошедший на одном участке цепи, затронет все звенья, и трудно сказать, какими будут последствия. Поэтому, говоря об управлении процессами безопасности, мы не должны забывать, что «сильны настолько, насколько сильно наше самое слабое звено».
Приведем пример. В 1988 году над городом Локерби (Шотландия) через 38 минут после взлета взорвался самолет компании Pan American, в который в Лондонском аэропорту Хитроу с самолета компании Air Malta перегрузили сумку со взрывным устройством. Катастрофа унесла 270 жизней. Кто виноват? Равно как Air Malta - то самое «слабое звено», допустившее преступную халатность - служба безопасности лондонского аэропорта, не посчитавшая нужным произвести дополнительную проверку, и, без сомнения, Pan American, которая, заботясь лишь о собственной репутации, не подумала или не захотела подумать о других звеньях цепи. Итак, прежде всего необходимо найти самое слабое звено.
Во-вторых, нельзя забывать про целостный подход. В России, к сожалению, сложилась практика, когда все действуют обособленно. Как считает Мишель Дане, Государственный секретарь Всемирной таможенной организации (ВТО), участникам цепи поставок следует стремиться к сотрудничеству с государственными ведомствами и правительственными агентствами. Как пример он приводит действующую при поддержке шерифа округа Лос-Анджелес группу экспертов, известную как CARGO CATS, которая занимается оценкой рисков, отслеживанием опасных грузов, предотвращением краж, возмещением страхового ущерба и препятствием в незаконном получении такового. Досмотр каждой партии груза парализует всю цепочку, поэтому необходимо использовать автоматизированные системы управления рисками. При этом должна быть выработана система единых стандартов, которые бы не противоречили межправительственным требованиям, но в тоже время и не дублировали их.
Вице-президент по безопасности компании NOL назвал пять направлений деятельности, которые могут повысить уровень безопасности поставок. Прежде всего, и об этом мы говорили ранее, следует наладить сотрудничество между представителями государственного и частного секторов. Во-вторых, следует увеличить объем информации для оперативного обнаружения подозрительных контейнеров. Также он настаивает на более оптимальном размещении пунктов радиационного контроля и более эффективном использовании оборудования по обнаружению радиоактивных веществ. В-третьих, нужна определенная система регулирования для сохранения баланса между обеспечением безопасности и объемом перевозимых грузов. В-четвертых, необходимо улучшить технологию проверки грузовых контейнеров и при этом использовать одновременно несколько маршрутов поставок, чтобы минимизировать потери в случае противоправных действий на отдельных объектах. И последнее, разработать долгосрочные технологические программы по безопасности, обеспечив участие в них всех участников цепи поставок.
Наконец, мы подошли к самому главному. В ходе исследований «Цепь поставок. Противостояние терроризму: Создание безопасных и жизнеспособных цепей поставок» и «Инвестиции в безопасность цепи поставок: дополнительные преимущества», проведенных Джеймсом Б. Райсом, млд., Филлипом Спэйдом и Федерико Каниато из IBM Center for the Business of Government, были выделены четыре уровня безопасности поставок, отражающие путь, который (в идеале) должна пройти компания, участвующая в процессе поставок.