Дедал и Икар – первые авиаторы. В крито-микенский период истории Греции был успешно осуществлен полет человека. Это событие так потрясло современников, что в Греции стал складываться культ первого удачливого авиатора - Дедала.
Покорение воздушного пространства в древнем Китае. Самые ранние летательные аппараты, воздушные змеи, появились в Китае в I тысячелетии до нашей эры. Их можно определить как непилотируемые конструкции, которые тяжелее воздуха, с неподвижным крылом, предназначенные для использования, как в военных, так и мирных целях. В книге "Всеобъемлющее зеркало истории" можно встретить рассказ о полете человека с помощью воздушного змея в IV веке. Такие полеты были крайне опасны. Информация о полетах людей содержится в китайской рукописи " Цяньханьшу" ("История ранней династии Хань") и относится к I в. н. э.
Первые безмоторные летательные аппараты с неподвижным крылом. Изображения первого планера относятся к началу нашей эры. Во время археологических раскопок в пустыне, расположенной на территории Перу, был обнаружен рисунок предмета необычной формы, названный "паракасским канделябром". Специалисты- авиаторы не сомневаются, что это чертеж летательного аппарата, напоминающего планер. Поблизости была найдена площадка для приземления с "посадочными полосами" и изображение, напоминающее "розу ветров". Выводs о технических особенностях летательных аппаратов эпохи Средневековья и начала Нового времени:
- Эти летательные средства были рассчитаны на планированье при прыжке с высоты.
- Они представляли собой придаток естественных человеческих органов (т.е. крылья привязывались к рукам, а не человек помещался внутри аппарата).
- Первые планеры изготовлялись из разнообразных материалов: перья, ткани, кожа, дерево.
- Идея о необходимости хвоста, играющего роль управления и балансирующего груза, только вызревала и еще не воплотилась на практике.
Летательные аппараты с машущими крыльями.
Первые проекты полетов на искусственных крыльях.
Ученый Леонардо да Винчи детально разработал несколько типов орнитоптеров:
- аппарат с "лежащим" положением пилота (1485-1487 гг.)
- с вертикальным положением летчика (1495-1497 гг.)
- орнитоптер - лодку (около 1487 г.).
Леонардо принадлежит несколько замечательных конструктивных идей в области авиации. Он также создал проект аппарата с крыльями ограниченной подвижности, предназначенными для балансирования в воздухе. В 17 веке ученые Д. Борелли и Р. Гук доказали, что весовые и энергетические характеристики птиц и людей различны, а, следовательно, полеты на летательных средствах с машущими крыльями обречены на неудачу.
Рождение планеризма.
Безмоторные планеры.
Планеры с птицеобразными крыльями. Во второй половине XIX века наблюдения за полетом птиц привели к революционному открытию: причиной парящего полета является вертикальное перемещение воздушных масс. Результатом стало возвращение к проектам создания летательных средств с неподвижными крыльями. Вклад изобретателя, капитана дальнего плавания Жана-Мари Ле Бри в историю авиации значителен:
1) был открыт буксирный метод старта;
2) было доказано преимущество обтекаемого корпуса и удлиненных крыльев.
В конце 19 века немецкий конструктор Отто Лилиенталь внес некоторые технические новации:
- крылья с вогнутостью, обращенной вниз;
- уменьшенный (до 6-7 м.) размах крыла;
- вертикальное и горизонтальное оперение, придающее крыльям устойчивость;
- усовершенствованный стабилизатор.
В 1896 году О.Шанют и А. Херринг (США) предложили конструкцию биплана с прямоугольными крыльями, которая отныне станет общепризнанной не только в планеризме, но и в самолетостроении.
Вклад американцев Орвила и Уилбура Райтов (начало 20 века) в историю планеростроения заключается в разработке схемы аэродинамического управления летательным аппаратом.