Ось коромысел входит в состав деталей газораспределительного механизма, определяющая вместе с другими составляющими ресурс данного механизма. Эту же деталь в отдельных источниках называют валиком коромысел. Масса детали 0,124 кг, материал Ст. 40Х, твёрдость HRC 53…61. В процессе работы двигателя на неё действуют нагрузки со стороны коромысел клапанов.
Самые типичные, как правило, виды дефектов это: износ поверхности под втулки и стойки коромысел, а также ослабление посадки заглушек масляных каналов. Предельная степень износа сопряжений в газораспределительном механизме характеризуется экономическими критериями: допустимым падением мощности двигателя, ухудшение топливной экономичности и повышенным расходом масла на угар. Кроме того, износы приводят к уменьшению степени сжатия и коэффициента наполнения двигателя, что ухудшает пусковые качества дизеля и приводит к неполному сгоранию топлива (за счёт чего и падает мощность).
Данная ось коромысел имеет следующие дефекты:
Таблица 1.1 – Дефекты оси коромысел
Контролируемый дефект |
Способы и средства контроля |
Размеры,мм | ||
По чертежу |
Допустимый в сопряжении с деталями: | |||
бывшими в эксплуатации |
новыми | |||
Износ поверхности под втулки коромысел |
Скобы или микрометр |
16-0,012 |
15,97 |
15,94 |
Износ поверхности под стойки |
Скобы или микрометр |
16-0,012 |
15,98 |
- |
Ослабление посадки или выпадение заглушек |
Молоток |
- |
Не допускается |
Таблица 1.2 – Химический состав стали 40Х, % (ГОСТ 1050-88)
C |
Si |
Mn |
Cr |
Ni |
Cu |
S и P |
Не более | ||||||
0,36…0,44 |
0,17…0,37 |
0,50…0,80 |
0,80…1,10 |
0,30 |
0,30 |
0,035 |
Таблица 1.3 – Механические свойства стали 40Х
σт, МПа |
σв, МПа |
δ5,% |
ψ,% |
KCU, дж/см2 |
HB (не более) | |
не более |
горячекатаной |
отожжёной | ||||
780 |
980 |
10 |
45 |
59 |
- |
- |